Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Медресе хивы

06/07/2016 16:32

Из хорезмского оазиса вышли сотни выдающихся ученых, внесших свой достойный вклад в 

 

развитие человеческой цивилизации. В этом деле большое значение имели медресе, функционировавшие в оазисе. Широкое распространение медресе свидетельствовало о высоком интересе большинства населения оазиса к науке и просвещению. В древности в Хорезме, в частности, одного из его центров Куня Ургенча в начале IX века были построены первые медресе. Слово «медресе» пришло в наш язык с арабского и означает класс, место, где даются знания. В те времена медресе считались средними и высшими образовательными учреждениями. Сооружение медресе достигло 

своего пика в IX-XIII веке. Медресе сооружались правителями, богатыми чиновниками и торговыми эмигрантами и им выделялись вакфные земли («вакф» с арабского означает стоять, недвижимый). В медресе принимались достигшие 12 лет и имеющие начальное образование юноши. В учебном процессе использовались методы индивидуальной работы с учениками и лишь в некоторых случаях проводились общие занятия.

 

 

В первой половине XIII века после того, как столица Хорезма Старый Ургенч был захвачен и разрушен монголами, через 3 столетия она была перенесена в Хиву. Начиная с XVII века, в Хиве начала приобретать популярность строительство медресе и к концу XIX

 века оно достигло своего пика. Особенно медресе, построенные Шергазиханом, Аллакулиханом, 


Медресе расположено на западной части Ичанкалы и, если войти с гл
авных ворот города – Ата дарваза, расположено справа. Это архитектурное сооружение было построено в свойственной той эпохе своеобразном Мухаммад Аминханом и Мухаммад Рахимханом II отличаются своей пышностью, грандиозностью и своеобразным архитектурным стилем. По количеству медресе город Хива превосходит многие города Средней Азии. Самое большое и красивое медресе города – это 

медресе в центре города, построенное хивинским ханом Мухаммад Аминханом.

стиле и грандиозности. Медресе строилось из жженого кирпича, толщина его стен достигало 1,5 метров в ширину. Медресе состоит из 2 этажей, 130 кельи, в которых по историческим сведениям одновременно обучалось 260 студентов.

На портале медресе на мозаичных плитках красивыми узорами написаны следующие строки:

 

«Это медресе было построено в 1270 год по хиджре, 1824 год нашей эры Божьей волей по указу султана мира сего Абулгази Мухаммада Аминхана ибн Аллакулихана (земля ему пухом), чтобы оно служило только для благих дел».

По архитектурному стилю здание было построено по образцу других подобных им медресе по строгой симметрии, двухэтажным, имеет прямоугольный план, с двором. Построены традиционные башни по бокам портала медресе. В медресе имеются средний дворец с 5 куполами, мечеть, кельи и дополнительные комнаты. По обеим сторонам дворца расположены 2 маленьких портала. Кельи на первом этаже служат в качестве общежития и служебных комнат, а арочная терраса на втором этаже придает медресе еще больше привлекательности. Во внутреннем дворце имеется еще 4 маленьких портала, которые разукрашены керамическими плитками в виде письменности «сулс». В окнах помещались решетки из ганча.

Приехавший в Хиву путешественник А.Вамбери пишет, медресе Мадаминхана было построено по типу каравансарая, а минарет, расположенный рядом с ним, не был достроен из-за кончины хана. В медресе имеется 130 кельи, которые предназначены для 260 студентов и для медресе выделено определенное количество вакфных земель.

Площадь этих земель составлял 32525 танабов, возделыванием которых занимались сами ученики (студенты).

В среднем в каждой келье жили 2-3 студента. Дверь каждой кельи смотрела во двор, и в каждом келье был расположен очаг. В медресе преподавались религиозные и светские знания, и запрещалось развлекательные игры и петь песни. Срок обучения в медресе не ограничивался, некоторые студенты учились 3-5 года, некоторые даже 8-10 лет. Обучение в медресе велось в 3 этапах.

В начальном этапе преподавались арабская грамматика, логика, законы шариата, религиозные обряды и обычаи, литература на арабском и персидском языках. В остальных 2 этапах студенты углубленно изучали логику, правоведение и другие предметы. В медресе принимался ребенок каждого мусульманина, при этом учитывались его грамотность и талант. Их называли муллами или студентами (толиб у илм). Из окончивших медресе студентов впоследствии выходили поэты, историки, каллиграфы, ученые и образованные люди. В медресе располагалась большая библиотека и Высший мусульманский суд.

Только в городе Хиве в XIX веке насчитывалось около 120 медресе. Если из медресе старого Хорезма вышли такие всемирно известные ученые, как Аль Хорезми, Аль Беруни, Аз-Замахшари, то из хивинских медресе вышли известный философ и поэт Пахлаван Махмуд, великий туркменский поэт Махтумкули, каракалпакский поэт Аджинияз, великий казахский софист Бекетата.

С экономической точки зрения медресе считались независимыми. То есть каждому новопостроенному медресе за чертой города правителем или лицом, построившим его, выделялся вакф. Вакфные земли оформлялись специальной грамотой. Вакф – это земля, арык, мельница, оросительные приборы, мастерские, магазины, дворцы, караван сараи – все движимое и недвижимое имущество, выделяемое некоторыми государственными чиновниками и лицами в пользу мечетей, медресе, молельни, кладбищ и мавзолеев. Назначенный на пост «мутаввали» отвечал за распределение доходов между преподавателем, имамом, служащими и студентами, а также за ремонт данного учреждения. Кроме этого, в больших медресе работали такие технические сотрудники, как библиотекари, парикмахеры, горничные и др.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.