Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Особое значение древной крепости «Каладжик»

12/04/2016 20:06

Первые сведения о «Калъа Жик» встречаются в основном в арабо-персидских источниках IX-XII веков. Потому что в этих веках во всех Восточных регионах наблюдалось высокое развитие экономики и культуры. Эти сведения, значимы и полезны тем, что авторы этих источников приводили события, свидетелями которых они являлись сами.

«Калъа Жик» в источниках средних веков упоминалась под разными названиями. В произведении неизвестного автора «Худуд ал-олам», написанном на фарси, она Карднасхоз, в произведениях Ал-Истахри и Ал-Макдиси Кардаранхаш и Кардаранхос. В произведениях Хорезмских историков Абулгази, Мунис, Агахи – Карданхаст или Гарданхаст.  Но, в этих источниках о Кардонанхосе и эго объёме выражены разные мнения.

Арабский историк Табари указывал, что во время осождения арабами, здесь было всего 3 города – Кат (Фил)  Хазарасп и Ургенч. Ещё один арабский историк Ал-Истахри примерно в 930-933 годы, пересчитывал города Хорезма, упоминал 13 городов : Хорезм (Кас) , Даргон , Хазарасп, Хива, Хушмисан, Ардахушмисан, Сафардиз, Нузбар , Кардаранхос , Кардар, Баратегин , Мазминия, Журжония (Гурганж).

     Арабский автор ал-Макдиси пишет, что  городов Хорезма было 32. По сведениям Макдиси, она была крепким сооружением, имеющим оборонительную систему, торговым центром, с большими деревянными воротами и прудом. Такое положение естественно, потому что эти авторы посещали Хорезм один за другим через малое время, и были свидетелями развития культуры с каждым годом.

     О том, что упомянутый в источниках средневековья город Кардаранхос совпадает с руинами «Калъа Жик» указал впервые, голландский учёный XIX века Де Гуйе. Он подчеркнул, что Гарданхаст в произведении Абдулгази – это Кардаранхос в арабских источниках, а Кардаранхос –  это руины «Калъа Жик».

Не было возможности установить точное местонахождение городов, упомянутых учёными-археологами. Например, по вопросу месторасположения города Зардух,  у учёных существуют разные мнения. Первоисточники н-р, В.В.Бартолъд и Л.Туламов считают, что название этого города в летописи Макдиси приведено неправильно.

Они это обосновывают тем, что в средние века город Зардух входил не в число городов левого берега Хорезма, а в правый берег. Изучившей историю «Калъа Жик» археолог Мамбетуллаев, пришел к мнению, что он соответствует к месту расположения памятника Гаибата Багатского района.

Сведения, касающиеся истории «Калъа-Жик» частично приведены в произведениях «Шажараий турк» Абулгази, «Фирдавс ул-икбол» Агахи. В этих источниках памятник упомянут, как Гардан-хаст или Кардан-хаст. Они подчеркнули, что озера   вокруг «Калажик» раньше называлось Кардан-хаст, в поздние времена «Нукус».

Ещё в произведениях Муниса и Агахи рассказывается, что в 1787 году вовремя правления Мухамад Амина, как мангитцы подняли восстание. В подробностях становится ясно, как хивинский хан, подавив восстание мангитцев, разорил их крепость Нукус, а жителей переселяет в Бешарик. Видимо, они были переселены именно в подножия руин «Калъа-Жик».

Поэтому озеро, расположенное около «Калъа-Жик» называется «Нукус-куль». Хотя о значении слова «Калажик» существует разные мнения, в основном учёные опираются на мысль, что она означает «Маленькая крепость» Если остановиться в средневековом ее названии Кардаранхос, тоже существует разногласие. В названиях Хорезма средних веков встречается приставка «Хос».

Например, между городами Хива и Кат находились города Кардаранхос и Даскананхос. По мнению профессора В.А.Лившица хотя слово «Хос» означает «пристанище», «местожительство», в случаях по-согдски – kand-kat-kav, т.е словом город может быть связано этимологически.  Как указал Г.П. Снесарев, который, глубоко изучал этнографию узбеков Хорезмской области, выражение «Хос» часто встречается в топонимике Хорезма. Жуворхос, Навхос, Пирнахос, Зенахос, Незахос, Черхос были густонаселёнными кишлаками средневековаья1. Исходя из этого, можно сделать вывод, слово Кардаранхос означает село, центр село, место сбора. Но вместе с тем, требуется еще глубже изучать значение этого слова.

      Имеющийся краткие сведения письменных источников, в основном, воспоминания путешественников купцов, историков о «Калъа Жик» – Кардаранхас, не дают возможность сделать выводы по вопросам об объеме, тогдашнем положении памятника и полноценно осветить его историю. В этом смысле очень важны археологические исследования.

       Изучение «Калъа Жик» – с научной точки зрения началось со 2-ой половины XX века. Этот памятник впервые изучил узбекский ученый Я.Г.Гулямов. В 1938-1940 и в 1946-1950 годах в процессе изучения программы орошения земель Хорезма, он обратил внимание и на Калъа Жик. В 1952-1956 годы он провёл здесь археологические исследования.

Он отметил, что возникновение памятника связано IV-III веками до нашей эры и пережил 2 стадии развития. По его мнению, жизнь процветал особенно в V-I веках до нашей эры. В I веке до нашей эры жизнь в крепости начала угасать. В IV веке потерпел полный упадок. В IV веке до начала второй стадии жизни крепости, в VIII веке в связи с нашествием арабов, она вновь опустошалась, только в IX-XIII веках, до нашествия монголов, крепость процветала. В средние века «Калъа Жик» существовал под познанием Кардаранхос. Я. Гулямов на основе трудов Абдулгази, Муниса и Агахи подчеркивает, что жизнь частично восстанавливается и продолжается в XVI-XVIII веках.

Очередные археологические и этнографические исследования были проведены в 1958-1960 годах узбекским отрядом хорезмской археологической этнографической экспедиции во главе Г.П. Снесарева. На поверхностных слоях города были найдены остатки керамической посуды, собраны этнографические данные, относящиеся   истории   крепости.

Также, членами экспедиции около стены крепости был построен шурф. В результате были найдены черепа посуды, относящиеся к IV-III векам до нашей эры и VII-XII веках нашей эры. Возраст города было определено этой датой.  Эти сведения не изданы. Но в некоторых монографиях напоминаются частично.  В общем, если сделать выводы на основе археологических исследований, письменных сведений, крепость, точно так же как и Хазарасп, был военно-оборонительным центром и построен в IV веке до нашей эры.

Основываясь на археологические исследования, было определено, что строительство памятника проходила в двух исторических этапах
 I этап - IV век до нашей эры, II этап - VI-XII веках нашей эры. На первом этапе была воздвигнута двойная стена шириной 2,75м, её южная длина - 211м, северная -  184,  западная  - 72 м,  на  востоке -144м  толщина внешней стены -1,50м, внутренней -0,75 м. Близко к середине восточной стены имеется возвышенность.  Это, видимо, остатки входной части.

Во время второй стройки на стену была вложена кирпичная стена (размеры кирпича (40х40х10; 44х44х13)). Внешняя стена дополнительно была удлинена на 5м. Её  высота 0,80-1,20м. А на внешней стене расположены копьевые отверстия с расстоянием между собой 1,34-1,35 м , ширина 0,20см , высота 60см, а с внешней стороны 1,50м.

В 1973-1974 годах археологический отряд Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана во главе М.Мамбетуллаева вел работу по очистке обнаженных мест культурного слоя. Вместе с тем, с целью опредления стратиграфии и хронологии города в двух местах (в западной и центральной части) был построен шурф.  Результаты  этих исследований напечатаны в научном сборнике.

Судя по ним было определено, что город не богат культурными слоями. Удивляет и то, что во многих частях памятника не обнаружены следы жизни вообще. Но вместе с тем было устанавлено, что имеет сложное топографическое строение. «Калъа Жик» в первоначальном виде был в четыреугольной форме и имел оборонительную двойную стену. Между двумя стенами был коридор шириной в 2,80-3м для передвижения защитников крепости и стрельцов. В корридорах имелись отверстия (шинаклар) для стрельбы с высотой по грудь с расстоением в 1,20м относится к числу крепостей, только с отверстиями для стрельбы.

Самое интересное строение – это ворота города, которые имеют Г-образную лабиринтную форму. Ворота построены, исходя от того, что враг и вообще воины держали щиты с левой стороны. Проникшие в ворота вражеские войска подвергались атаке с незащищённой щитом стороны. Это явилось причиной того, что враг нёс  большую потерю, и затрудняло их проникновение в крепость. Судя по всему, «Калъа Жик» имел двойню стену, как и другие крепости Хорезма. Потом, в зависимости от условия, менялась ее форма.

В результате вышеуказанных археологических расследований М.Мамбетуллаев, подчеркивает, что «Калъа Жик» и в античное время, и в средние века был типичной оборонительной крепостью. Судя по тому, что следы же в деятельности человека найдены вокруг крепости и что археологические находки обнаружены, вывод, что крестьянские участки были в форме, и что этот памятник, как и Миздахкон, был центром этих земель и служил для обороны. Это группа вела археологические изучения в 1993-1996 и в 1999-годах. Но в течении этих исследований существенных новостей, касающихся истории крепости не были найдены.

В 1999 году в большом «Калъа Жике» работники Санкт-Петербургского отдела археологии Российской академии наук под руководством В.Завьялова, вели археологические исследования. Эти обследования велись в основном на северной обороне стены и вокруг нее. В результате в середине северной стены были обнаружены и изучены следы арка хакима. Этот арк относится к началу средних (VII-VIII в) веков. К арку можно было поднятся по пандусу. Пандус создавался из не сженного кирпича. Поверхность покрыта соломенной глиной. Также, исследования велись в корридорах северной  стены, что пролила ясность на вопрос оборонительного назначения крепости.

Особенно заинтересовали ворота крепости в форме лабиринта. В итоге расследования  В.Завьялово также предполагает что жизнь крепости делится  на  2 этапа. Эти  исторические  этапы  совпадают  с этапами  указанными  М.Мамбетуллаевым. Вместе  с тем,  исследования В.Завьялова подтвердили, что «Калъа Жик» не был жилой  крепостью, там люди не  жили, а оборонялись и скрывались от врага.  Но В.Завьялов  допустил неточность в  определении  возраста  крепости,  подчеркнув,  что  крепость  воздвигнута  не  раньше  III века  до  н.э..  Видимо,  он  не учёл  или  не достаточно изучал остатки  керамической  утвари  и  другие  археологические  находки, относящиеся  IV веку до н.э.. Но в его отчете указано, что  найдены  оригинальный  декор  п  черепицы, относящиеся  Элинской  культуре,  но  остатки  вывезены  в Санкт-Петербург.

В дальнейшем археологи еще  подробно  должны  изучить  с археологической  точки  зрения. Особенно  ее  окружность  с  малыми  памятниками (место  малого  «Калажика», «Кушчакирган», «Тепа авлиё», «Гаибота»)  тоже должны быть подробно изучены. Также,  эти  исследования должны  создавать научную основу для дальнейшего  ведения  реконструкции, реставрации и  консервации.

Ибо их большинство исчезают или исчезло (н-р, малый «Калъа Жик» ) под  влиянием  природы или жизнедеятельности человека. В то же время, глубоко изучая и анализируя результаты исследований, собрав все археологические выводы можно сказать, что жизнь в крепости делилась на 4 периода, а не на 2, как считалось раньше. То есть приведенные сведения Абулгази, Хасанбека Румлу, Мунисом и Агахий свидетельствуют о том, что люди проживали в «Калажике» и в его округе и в XVI- XIX веках.

В том числе Хасанбек Румлу в своем произведении «Ахсан ут-таворих» напоминает, как и Абулгази, историю нашествия шайбанитов Бухары и их бой с хакимом Доруна Динмухаммедом. По описанию бой с войсками Убайдуллахана проводилось на берегу большого арыка в 4 фарсах в сторону Хазараспа и Хивы1. Если учесть, что один фарс равен 6-7 км. Это соответствует 24 км к западу от Хазараспа, то есть месторасположению «Калажика». Ибо этот бой прямо указан в “Шажараий турк» Абулгази, “Фирдавс ул икбол“ Муниса и Агахи, что столкновение произошло именно  около «Кардан хаст» или «Гардан хаст». Самое интересное то, что если анализировать сведения Хасанбека  Румлу, убедимся,  что бой произошёл  там, где протекал какой-то арык, что войска Убайдуллахана захватили сооружение, находившееся перед мостом. Значит, в те времена «Каъла Жике» и в его округе обитали люди.

Как было упомянуто выше в произведении Муниса  и Агахи в 1787 году, то есть во время, правления Мухаммеда Амина инак мангитцы подняли восстание. Подавив восстание, Хивинский хан разгромил их крепость Нукус, а население переселяет в Бешарик. Они видимо были заселены вокруг «Калъа Жика», потому что, расположенное озеро под крепостью называется Нукус-куль». Именно переселенцы стали причиной тому, что жизнь в «Калъа Жике» полностью не угасла и составляет 4-период жизни крепости. Даже в 1930-40 годы здесь частично обитали люди. Это подтверждает и этнографическая группа под руководством Г.П.Снесарева.

Изучение этого города имеет всестороннее историческое значение, во-первых, изучение градостроения, во-вторых, в решении вопросов древней государственности Хорезма. В-третьих, в решении одного из политических задач государства, как туризм. И наконец, дает возможность превратить оздоровительные воды и пески «Калъа Жика» в один из центров архео-экотуризма. Через изучение «Калъа Жик» можно восполнить пробелы в истории Хорезма, изучать исторические условия формирования и развития городов в античное время и средние века, их экономическую культуру, топографическую систему и специфические традиции.

Этот памятник, находившийся у древнего истока Амударьи, в центре культурной жизни Хорезма хорошо сохранил сооружения фортификации, датируемое IV-I веками до н.э. Кроме этого вокруг памятника хорошо заметны следы древних сооружений и жилых домов.

«Калъа Жик» расположен на удобном месте, здесь отсутствуют, какие либо современные кладбища, тем что достоин консервации и реставрации. Кроме этого, «Калъа Жик» близок к таким туристическим крепостям-памятникам как Хазарасп и Хива.  И имеет важное значения, что они будут объектами одного из туристических маршрутов. Это даст возможность создать большой открытый музей, отражающий культуру города.

Также, в маршрут можно объединить крепость «Олма-атишкан» Янгиарыкского района, «Каткалъа» Шаватского района, Тупраккалъа и Воянган. Если учесть, что они близки к центру области, образуя специфическую цепь, можно превратить их в туристический маршрут под названием «Золотое кольцо» Хорезма.

Конечно, чтобы осуществить указанные выше задачи, важно продолжить археологические раскопки и консервировать каждый изученный объект. Целесообразно было бы организовать музей, включающий в себя вещественные находки раскопок. Чтобы включить в туристический маршрут, важно провести вокруг крепости и внутри ее работы по благоустройству.

 

Бахтияр МАХМУДОВ, журналист из Хорезма 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.