Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Традиция продолжается

08/02/2016 12:37

В искусстве Узбекистана наследие великих мастеров средневекового Востока также прослеживается в творчестве многих художников. Так, в работах, созданных в двадцатых годах прошлого века, некоторые из них стремятся выразить свою философскую и художественную концепцию восприятия Востока как поэтического и одновременно экзотического мира грез с помощью грациозной пластики линий и экспрессии цвета, основываясь на эстетике миниатюрной живописи. Однако в последующих условиях диктата соцреализма и борьбы с феодальным прошлым традиции миниатюрной живописи были надолго преданы забвению. Но даже в то время нередки были случаи, когда, не боясь негативной реакции властей, художники создавали картины, наполненные эстетикой восточной миниатюры.

Такова, например, широко известная картина. Ж.Умарбекова «Навои и Хусейн Байкара», написанная в 1974 году. Многое из живописных открытий этой ранней картины как итог симбиоза приемов миниатюры и иконописи перешло затем в последующие работы автора. Особая нежность, мягкая лирическая тональность и теплота человеческих чувств в сочетании с оригинальной живописной манерой произвели на зрителей того времени ошеломляющее впечатление.

В связи с бурным процессом роста национального самосознания на рубеже XX-XXI вв. в творчестве художников Центральной Азии наблюдается активное обращение к собственной национальной истории, религии и поэтике традиционной культуры. Это породило новый всплеск интереса к традициям миниатюрной живописи средневекового Востока в Узбекистане. Усилиями большой группы молодых художников восточная миниатюра возрождается в прежних формах. Используя такие материалы, как папье-маше, бумага, кожа, современные мастера пытаются копировать лучшие образцы великих миниатюристов средневекового Востока. А также, не меняя принципов миниатюрной живописи, создают работы, проникнутые авторскими интонациями.

С другой стороны, искусство восточной миниатюры оказывает сильное влияние на так называемую новую волну живописцев, которая сформировалась в период независимости как альтернатива прежним традициям соцреализма. Именно в этой среде эстетика миниатюры средневекового Востока получает новую творческую интерпретацию и позволяет художникам использовать широкий спектр пластических метафор и поэтических иносказаний. Отношение к Востоку как таинственному и непознанному миру вдруг отчетливо и контрастно прорисовывается у живописцев поколения 80-90-х годов.

Таким образом, великое наследие средневекового Востока не теряет своей животворной силы и в современном искусстве стран, географически входящих в историко-культурное понятие «Восток».

Долгое время миниатюрная живопись эпохи Темуридов и ее блистательные представители изучались по преимуществу в рамках этой культурно-исторической и географической зоны. Между тем восточная миниатюра как феномен глобального значения, безусловно, должна рассматриваться и в контексте общемирового художественного процесса. В целом же искусство эпохи Темуридов оказало огромное влияние на развитие всего мирового искусства. В произведениях европейских художников XX века мы обнаруживаем много из того, что ранее было сделано мастерами Востока этой поры. Из калейдоскопа разбросанных по регионам и эпохам артефактов составляются уникальные картины, раскрывающие идею универсальности мирового искусства. В этих сложных переплетениях общего и особенного в ментальности художников Востока и Запада и складывается уникальность мирового художественного процесса, лишь подтверждающая, что у истинного таланта нет границ.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.