Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Чилпык

03/02/2014 11:30

Чилпык является одним из многих исторических памятников нашего края, привлекающих к себе массы отечественных и зарубежных туристов. О Чилпыке есть сведения не только в исторических сочинениях местных авторов, но и в записях иностранных путешественников, в разное время посетивших Южное Приаралье. Так, название Чилпык встречается в трудах придворных историографов хивинских ханов Муниса и Агахи «Фирдоус-ул-Икбал», а также в сочинении историка XIX века Мухаммеда Баяни «Шаджараи Хоразмшахи». В начале XX века русский путешественник А. Е. Россиков писал, что Чилпык расположен на видном месте берега Амударьи и что среди местного населения бытует предание, что крепость выстроил сказочный богатырь (по другой версии - див) по имени Чилпык. В доказательство правдивости этого предания указывают на останец возле крепости, будто бы это комок глины, случайно упавшей из рук богатыря (или дива). В другой легенде, записанной каракалпакским этнографом Х. Е. Есбергеновым со слов, жившего в тех местах, информатора говорится, что о Чилпыке хивинскому хану рассказали сборщики налогов, якобы видевшие здесь толпы паломников. Хан, придававший большое значение укреплению религии, решил построить в тех местах учебное заведение – медресе. В наше время от него не сохранились какие-либо следы, но предполагается, что медресе было разрушено в 20-е годы прошлого столетия.

Много споров вызывает название крепости – Чилпык. Некоторые современные исследователи усматривают в нем наличие двух слов иранского происхождения – «чиль», то есть числительное «сорок» и «пак», то есть «чистый». Они аргументируют свою точку зрения широкой распространенностью цифры 40 в местном фольклоре (например, «40 девушек», «40 разбойников») и связывают это название с притчей о 40 праведниках, превыше всего ценивших нравственную чистоту.

Научные исследования памятника, проводившиеся в 40-е годы XX века Хорезмской археолого-этнографической экспедицией и в 60-е годы XX века экспедицией Государственного музея искусств РК, показали, что Чилпык построен в первые века нашей эры, использовался в VII-VIII веках и в IX-XI веках. Памятник, венчающий вершину конического холма 40-метровой высоты, представляет собой круглое строение диаметром около 70 метров, с высотой стен из пахсы до 15 метров. Наверху ширина стены составляет 2-3 метра, а внизу до 5,5 метров. Из крепости к Амударье ведет спуск в виде 20-метровой лестницы из сырцовых кирпичей, где насчитывается 75 ступенек. Ныне ступеньки стерлись. В середине внутренней части Чилпыка высится скала, а вдоль всей окружности стены тянется пахсовый монолит высотой и шириной в 3 метра. Все внутреннее пространство разделено на слои перегородками из кирпичей античного размера.

До сих пор не утихают споры о функциональном назначении Чилпыка. По мнению большинства ученых Чилпык является дахмой, то есть строением, где проводились зороастрийские обряды очищения тел умерших от мягких покровов для последующего захоронения их в оссуариях. В пользу этой версии свидетельствует отсутствие на памятнике следов проживания людей. Также отсутствие стрелковых бойниц и других элементов фортификации указывает, что Чилпык не использовался в военных целях. По мнению Х. Е. Есбергенова, известность Чилпыка в качестве культового места была впоследствии использована мусульманским духовенством, и Чилпык был признан как одно из святых мест ислама. Высказанная идея С. М. Булатова, что Чилпык был местом астрологических наблюдений, то есть своего рода обсерваторией, не подкрепляется никакими материальными и письменными свидетельствами.

После обретения Независимости учитывая историческую уникальность памятника, а также его популярность среди местного населения изображение Чилпыка было включено в герб Республики Каракалпакстан, как напоминание о славном историческом прошлом нашего края, без которого невозможно его великое будущее.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.