Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Верный сын своего народа

09/07/2015 19:49

Если мысль хорошо воспитана, то будет острее алмаза, меча.Если зеркало мысли ржою разъедено, то погаснет во мгле она, словно свеча.

  Абдулла Авлоний

 

     Абдулла Авлоний является одним из известных представителей джадидского движения, который внёс своеобразный вклад в развитие узбекской литературы ХХ века.

     Абдулла родился в махалле Мерганча города Ташкента, в семье ткача Миравлона-ака. Через некоторое время семья переехала в Мирабадский район города. С 7 лет Абдулла обучается грамоте в старой школе у учителя Акрамхона. В 1890 году он переходит в медресе в этой же махалле. Впоследствии Абдулла обучается у муллы Умара Ахунда в медресе Абдумаликбая на Шайхантахуре. Семья стала испытывать материальные затруднения, поэтому юноша не мог продолжать учёбу. Начиная с 1891 года Абдулла учился только зимой, а в другие времена года нанимался работником в дома состоятельных людей. Но спустя некоторое время он лишился возможности учиться даже и в зимние дни. И Абдулла полностью уходит на заработки.

В эти годы у Абдуллы пробуждается интерес к литературе. Он увлекается поэзией Навои, газелями Фузули, упорно изучает фарси. А в 1894 году и сам начинает писать стихи. К сожалению, ни одно из его ранних стихотворений не сохранилось до наших дней. До нас дошли лишь стихи, созданные им после 1905 года.

В 1900 году Авлоний женился на девушке по имени Саломатхон, дочери ташкентского купца. В тот год он лишился отца. Знание русского языка позволило Авлоний следить за публикациями в газетах и журналах, выходивших в Оренбурге, Казани, Тифлисе. За короткий срок он стал известен среди интеллигенции как просветитель. Авлоний превратился в одного из активных представителей общественно-культурного движения в крае. Эта его деятельность проявилась и в открытии в 1904 году Мирабадской новометодной школы. Поэт сам преподавал в этой школе.

По мнению Авлоний, в повышении культурного уровня народа важное значение имеет печать. Он пробует свои силы и на этом поприще. В 1906 году появилась газета Исмаила Обидий “Тараккий”/”Развитие”/. Спустя немного времени стали выходить газеты “Хуршид”, “Тужжор”, “Осиё”. В их выпуске Абдулла Авлоний принимает непосредственное участие. А 4 декабря 1907 года под его редакцией вышел первый номер газеты “Шухрат”/”Слава”/. Эта газета поставила своей целью просвещать народ, избавить его от гнёта колониализма. “Шухрат” проявляла большую самоотверженность в распространении важной политической агитации, которую вела русская газета “Солдат”, подпольно издававшаяся в Петербурге. Но газета “Шухрат” вскоре закрылась. Однако Авлоний не сдавался. Получив разрешение на имя А. Бектемирова, он стал издавать газету “Осиё” / “Азия”/.

В 1914-15 годах вместе с адвокатом Убайдулла Ходжа Асадуллажоджаевым Авлоний сотрудничает в газете “Садойи Туркистон”/ “Голос Туркестана”/. Однако после выхода 66 номеров из-за материальных затруднений эта газета закрывается.

Начиная с 1904-05 годов Авлоний интенсивно занимается и творческой, и практической работой. Он публикует свои стихотворения под псевдонимом “Хижрон”. А статьи подписывает под именами “Мулла Абдулла”, “Авлоний”, “Абдулла Авлоний”. Чуть позднее он чаще других использует псевдоним “Индамас”/”Молчун”/.


      1909-1917 годы являются поворотными в творческой деятельности Авлоний. Он вёл активную работу по просвещёнию широких масс, пробуждению чувства национального самосознания и свободы. С помощью друзей в 1909 году Авлоний открывает благотворительное общество “Жамияти хайрия”, и собрав деньги для обучения детей местных бедняков, он распределяет их между школами. Об этом сообщила даже газета “Вакт”/”Время”/, выходившая в Оренбурге. В тот же год Авлоний издал первую книгу 4-томного поэтического сборника “Литература или национальные стихи”.

В 1913 году Авлоний занялся театральной деятельностью. По его инициативе была организована театральная труппа “Турон”, которая состояла из 25 человек. Из них самыми популярными в народе были Гулям Зафари и Шокирджан Рахими. Позже присоединяются к ним в 1916 году Маннон Уйгур и Шамсиддин Шарафиддинов /Хуршид/, которые впоследствии стали одними из основателей узбекской театральной культуры. Эта труппа в 1915 году поставила спектакли “Отравленная жизнь” Хамза, “Несчастный жених” Абдуллы Кадыри. Авлоний и сам писал драматические произведения для труппы. Таким образом появились его комедии “Дрема” /1915/, “Легко ли быть адвокатом?”/1916/. Гастроли труппы в Фергане /1914-1916/ освещались на страницах местной печати.

В 1914 году Авлоний вместе с группой прогрессивно настроенной молодёжи создаёт кооперативное издательство и открывает на площади Хадра книжный магазин “Школьная библиотека”, способствующие развитию культурно-просветительской работы. Известно, что он создал и “Союз учителей”, который вёл политическую работу среди местных педагогов. С апреля 1917 года Авлоний начал издавать газету “Турон”. Свои идеи и цели газета сформулировала следующим образом: “Покончить с насилием общества, пережитками и обычаями прошлого, которые много лет бытуют среди мусульман, подготовить народ к республиканскому правлению в будущем”.

Авлоний творил в течение 30 лет. Он оставил десятки стихотворений и учебников, четыре книги для театра. Большое значение Авлоний в истории узбекской культуры имеет его педагогическая деятельность и поэтическое наследие. Из учебников, которые Авлоний написал для школ, “Первый учитель” издавался 4 раза, “Второй учитель” - 3 раза. В учебнике “Второй учитель” содержится более 50 поэтических и прозаических произведений, в него включены также его вольные переводы Л.Н. Толстого и И.А. Крылова.

Среди этико-дидактических трудов Авлоний заслуживает внимания “Туркий Гулистон ёхуд ахлок”/”Тюркский Гулистан или мораль”/. Книга вышла в 1913 году, а в 1917 году переиздана во второй раз, и была написана в качестве учебника для старшеклассников. Однако значение этой книги не ограничивалось только рамками школы. Она служила и как пособие для поклонников литературы и этики. В этой книге Авлоний излагает свои общественные и педагогические взгляды. Книга состоит из 64 больших и малых глав, дополняющих друг друга, каждая из них посвящается проблемам образования и воспитания. В “Туркий Гулистон ёхуд ахлок” Авлоний прежде чем перейти к вопросу “ что такое хорошо и что такое плохо”, останавливается на великой роли воспитания и подчёркивает, что детей нужно воспитывать, начиная с младенческого возраста.

Вторая глава этой книги посвящается положительным чертам человеческого характера. В этой части есть глава “Назофат”/”Гигиена”/, в которой пропагандируется чистота и аккуратность, непосредственно связанная со здоровьем человека. Автор правильно интерпретирует чистоту с медицинской точки зрения. Отсюда видно, что педагогические взгляды Авлоний не ограничиваются только рамками школы и просвещения, а напротив, в поле его зрения остаётся народ, его жизненные проблемы и условия быта.

Авлоний противопоставляет просвещёнию невежество, и истолковывает его как вторую особенность человеческого характера. Он жёстко осуждает леность, сплетни и ненависть.

Приятный язык произведения, многочисленные поговорки и пословицы, ровный, эмоционально действенный стиль выгодно отличают его от многих образовательно-дидактических книг того времени. “Туркий Гулистон ёхуд ахлок...” оставил заметный след не только в развитии педагогической мысли в начале ХХ века, но и в развитии социально-эстетических взглядов того периода.

Школьные учебники Авлоний, написанные в форме беседы, имеют большое значение для развития устной речи детей, обучения их художественному изложению. В хрестоматию, составленную для 7- классов, Авлоний включил произведения М. Горького, В. Маяковского, Гафура Гуляма, Хамида Алимджана, Айбека, Яшена, Уйгуна, а также сведения об их жизни и творчестве. Всю свою сознательную жизнь Авлоний посвятил народному образованию.

Поэзия Авлони собрана в сборнике “Литература или национальные стихи”. Основное содержание его стихотворений связано с морально-просветительскими и общественными вопросами. Самыми знаменитыми из них являются “Школа”, “Пропаганда науки”, “Призыв к нации”. В стихах Авлоний большое место занимают не традиционное для узбекской классической лирики описание прекрасной возлюблённой, а печальные картины народной жизни в условиях колониализма. Таким способом поэт показывал народу путь к национальному возрождению, призывал его дружить со школой, просвещением и культурой. Среди стихотворений Авлони встречаются и написанные в лёгкой шутливой форме. Во времена Мукими создание таких стихов приняло довольно широкий размах. Авлони продолжил эту традицию /”Анекдот о свадьбе”, “Наркоман и картёжник”, “Совет картёжника картёжнику”/. В драматических произведениях “Пинак” /”Дрема” 1915/, “Легко ли быть адвокатом?”, созданных в 10-е годы, были продолжены идеи и мысли Авлони, выраженные в его поэзии.

В июне 1919 года по заданию правительства РСФСР Авлони отправляется в Афганистан. С 28 сентября 1919 года по июль 1920 года он работает в Герате главным консулом. Афганская поездка усиливает у Авлони сомнение в большевистском правительстве. По причине ухудшения здоровья Авлоний в 1920 году отзывается из Афганистана и назначается руководителем отдела культуры Туркбюро. В тот год он ведёт работу в качестве редактора журнала “Касабачилик харакати” (“Профсоюзное движение”), и член редколлегии газеты “Кизил байрок”.

В 1921 году Авлоний снова переходит на работу в сферу просвещения. В том же году он заведует Ташкентским краевым узбекским училищем, в 1923 году - Ташкентским женским училищем, а в 1924 году преподаёт в военном училище.

В 1925-1930 годах Авлоний преподаёт. В Среднеазиатском Коммунистическом университете, в Среднеазиатской сельскохозяйственной школе, В Среднеазиатском Государственном университете, работает профессором, а затем заведующим кафедрой языка и литературы педагогического факультета.

В 20-е годы Авлоний публиковал в газетах и журналах, и особенно в “Муштуме” множество юмористических стихотворений, рассказов под псевдонимами “Индамас”, “Шухрат”, “Чол”, “Абдуллох”. Среди статей, пронизанных духом просветительства, считающихся одним из достижений Авлоний / в1927 году/, можно выделить статьи “Волны культуры”, “Границы языка”, “Невежество”. А его “Афганские дневники” являются одним из лучших образцов узбекской публицистики и мемуарной литературы. В этом произведении с исторической достоверностью воссоздана трагическая картина разрушенного Туркестана. В 1924 году Авлоний был удостоен звания “Герой труда”, затем “Красного профессора”. В 1930 году ему было присвоено звание “Ударника народного просвещения Узбекистана”. Авлоний скончался 25 августа 1934 года в Ташкенте.

Авлоний всегда оставался верным своему народу, Родине. Он не только сочувствовал бедам своего народа, но и болел душой за его будущее, искал пути к свободе и счастью, призывал к борьбе за священные идеи.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.