Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Развитие народно-прикладного искусства в Хорезме

29/06/2015 19:55

В богатейшем этнокультурном наследии узбекского народа особое место занимает многогранное и весьма богатое традициями декоративно-прикладное искусство. В нем находят яркое выражение художественная мысль и тесно переплетенное с ней художественное творчество, своеобразие национального менталитета узбеков. Следуя многовековым художественным традициям, узбекские мастера нового поколения вносят свой неоценимый вклад в сохранение такого уникального вида народного искусства как резьба по дереву, художественная чеканка, резьба по ганчу, ковроделие, ювелирное искусство.

Появившиеся на свет благодаря природному таланту и героическому труду предков неповторимые памятники архитектуры и прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства являются весомым вкладом узбекского народа в мировую культуру. В настоящее время традиционное искусство обогащается новыми видами, формами, направлениями и, что особенно примечательно, даже новым содержанием. Искусство народов Хорезма испокон веков формировалось при активном взаимодействии с традициями сопредельных регионов, но ими был выработан свой устойчивый и своеобразный художественный язык и определенные формы. Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы.

Одним из древнейших видов прикладного искусства Хорезма является керамика. В течение веков, привлекая разнообразные орнаментальные мотивы: растительные, зооморфные, космогонические, геометрические, эпиграфические, керамисты выработали свой художественный язык, подчиненный орнаментально-декоративным задачам. В хорезмской керамике достаточно вариантов на любой вкус. Некоторые мастера, отступая от традиционного графического арабескового декора, стали работать в насыщенной желтой гамме, используя цветную глазурь для нанесения простейших расплывающихся узоров.

 

На протяжении ХХ века в керамическом искусстве Хорезма, как и других прикладных искусствах, можно проследить эволюции его художественного стиля, нашедшего отражение в колористических особенностях, орнаментальном декоре, технологических приемах.  
Широкое развитие в Хорезме получило ювелирное искусство. Изделия хорезмских ювелиров - это необычайное богатство форм, великолепные декоративные качества, пышность и сложность композиционного решения, изящество отделки, тонко разработанные детали, обилие подвесок, представляющих собой цепочки, унизанные бусинами, подвесками в форме листиков, бутонов, почки, зерна, - наиболее выразительных символов плодородия в ювелирном искусстве, инкрустации из разноцветного стекла.

 

Хорезмская школа ювелирного искусства XIX века представляет изделия, значительно отличающиеся от других школ Узбекистана. В некоторых формах хорезмских изделий сказывалось явление узбеко-туркменского симбиоза, что особенно заметно в головных украшениях «так’я-тузи», аналогичных по форме туркменским «купка».
Невесты из Хорезма надевали налобное украшение осмондузи с самоцветами и металлическими подвесками. Надо отметить, что хорезмийские женские украшения отличаются архаичностью форм и своеобразием ювелирной отделки. Традиционный головной убор такьядузи, выполненный из мелких металлических фигурных пластинок и подвесок, живо напоминает форму боевого шлема.

Прославленными мастерами хорезмской школы ювелирного дела в XIX веке были в Хиве усто Давлят и его сын А.Давлятов, усто Касым, в Ургенче — М.Абдуллаев. Мастерство ювелиров передается из поколения в поколение, от дедов и отцов к сыновьям. Благодаря творческой энергии и искусству мастеров Ташкента, Самарканда, Бухары, Ургенча, Ферганы не обрываются древние традиции этого замечательного художественного ремесла. Так же, как в старину заргары были объединены в цеха, так и сегодня большинство умельцев входят в Союз ремесленников Узбекистана "Хунарманд". Многие из них сотрудничают с Объединениями народных мастеров "Усто", "Муссавир", "Мерос" и другими.

В традиционном зодчестве и быту народов Узбекистана издавна, резное дерево пользовалось огромной популярностью. В зодчестве оно использовалось в качестве важных архитектурных деталей и конструкций, таких как колонны, карнизы, двери, потолки, решётки. Хива являлась одним из древнейших центров искусства резьбы по дереву Центральной Азии. Характерной чертой хивинских мастеров-резчиков была способность к выполнению работ разного профиля. Они одновременно были плотниками, столярами, строителями, резчиками. Выбирая материал, хивинские мастера отдавали предпочтение местным сортам древесины - караману (разновидность вяза) и тополю. Резные двери для богатых домов изготовлялись из древесины урюка, тутовника.

Особенно прекрасны творения резьбы по дереву в мечети Джума. Джума-мечеть города Хивы -одна из самых известных в Средней Азии. Это здание имеет традиционную, даже архаичную планировку. Современное здание Джума-мечети построено в XVIII веке. На протяжении ХХ века Хива остается одним из крупных центров резьбы по дереву. Именно здесь резное дерево, как и прошлое эпохи, является одним из основных видов архитектурно-орнаментального декора

Резьба по ганчу является одним из наиболее уникальных и древних видов художественного искусства Узбекистана, На рубеже 19-20 веков необыкновенного мастерства добились мастера Хивы, Бухары, Ташкента, Самарканда, Ферганы. Художественные возможности ганча разнообразны. Оригинальная техника цветного ганча насчитывает целый ряд приемов резьбы по двухцветной или многоцветной штукатурке. Стремление к полихромности резного узора выражалось в подцветке белого ганча. Мастера знают, как оживить белый холодный ганч, как наполнить его ритмами и мотивами своей фантазии, как найти в нем певучую пластику рельефного узора, как создать гармонию капризного материала и стремительно бегущей узорной линии. В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров клубов, Дворцов культуры и других общественных зданий.

Традиции народного ковроделия Узбекистана необычайно древние, они результат труда и творческих поисков многих поколений. Хорезм славился и искусством ковроделия, которым занимались в основном кочевые племена туркмен или каракалпаков, в домах хорезмийцев также были ковроткацкие станки, на которых женщины ткали ворсовые ковры и другие бытовые изделия. В этот период в Хорезме производились разнообразные шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани. Получило широкое распространение и искусство хорезмской набойки - двухцветной и полихромной. Основными центрами набойки были Ханки, Читгарон, Чимбай.

В Хиве существовал специальный квартал набойщиков. Резчики по дереву изготовляли специальные калыбы - формы для нанесения узора на ткани. Набойки изготовлялись полотнами и использовались для одежды, скатертей и других изделий. Сегодня развитие ковроткачества в регионе происходит в трех направлениях: домашнее производство, изготовление ковров ручным способом на базе государственных предприятий, а также поддержка частных фирм, занятых этим нелегким промыслом. Вновь в регион вернулись знаменитые «джульхирсы и гилямы» - ворсовые шерстяные ковры, основными традиционными чертами которых являются яркие сочные цвета, а также сочетание геометрической основы рисунка со стилизованным растительным орнаментом. Только на производственном объединении «Хорезм гиламлари» ткут полтора миллиона кв.м таких ковров в год.

Одним из древнейших видов прикладного искусства Узбекистана, уступающим по возрасту лишь художественной керамике, является искусство обработки металла, наиболее распространенным видом, которого является чеканка по меди. XVIII - XIX вв. - период расцвета искусства хорезмской чеканки, которая после резьбы по дереву, поливной керамики и ювелирного искусства является самым популярным видом прикладного искусства. Для стиля хорезмской чеканки характерны стройность силуэтов, лаконизм форм и изящество орнаментики. Одним из подразделов художественной обработки металлов является оружейное дело и ювелирное искусство, получившее высокое развитие в XIX веке. Хорезмская школа чеканки отличается своеобразием форм и орнаментации. К примеру, нигде в Узбекистане, кроме Хивы, не производят медные табакерки носшиша -плоские круглые флакончики.

Мотивы узора чеканных изделий довольно типичны и встречаются в орнаментике других видов узбекского декоративно-прикладного искусства. Распространенный орнамент «ислими» — вьющийся растительный узор — имеет множество вариантов. Этим узором заполняются, как правило, медальоны, розетки, геометрические фигуры, разнообразные фризы и каймовые полосы. Геометрический орнамент носит в основном вспомогательный характер. Зооморфные изображения, употреблявшиеся в стилизованном виде, встречаются редко. Это были в основном уже лишь изображения частей животных: чашми булбул (глаз соловья), кучкорак (рога барана), пушти балик (рыбья чешуя) и др.

В заключении следуют отметить, искусство и ремесла Хорезма отражают эстетику и художественные представления, присущие всему мусульманскому миру, но сохраняя при этом своеобразие. Независимость Республики Узбекистан, открыв путь для свободного развития, создает широкие возможности для того, чтобы поднять на  еще более высокий уровень не только прикладное искусство, но и все виды народного творчества.

Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.