Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Дело золотых рук великих Хивинских мастеров

20/05/2015 17:54

Удивительные сооружения и уникальные памятники архитектуры древнего Хорезма до сих пор поражают туристов своим великолепием. Они были созданы умелыми руками мастеров («устозов»), чьи имена остались навеки в истории. Картины столетней истории Хивы возрождает перед нами имя известного хивинского мастера резьбы по камню, художника, строителя Рузмата Машарипова,  который родился в конце 19 века в Хиве.

Его детство прошло в мастерских, где он обучался у уже состоявшихся своих устозов.  Спустя время, когда он уже овладел всеми навыками ремесла его стали называть уста Рузмат и почитали как умелого строителя и художника по орнаменту. Оттого он был назначен  главным мастером при строительстве комплекса северных ворот Дишан-калы (внешнего города) и Куша дарвоза (Сдвоенные ворота). В 1912 году по приказу Исфандияр-хана (1910-1918) уста Рузмат работает  вместе с мастерами Худайбергеном Ходжой, художником по орнаменту Нурматом,  Курьязом по прозвищу «Чаккон» (то есть быстрый, «мастер на все руки»), Бабаджаном Бола и другими мастерами резьбы по ганчу и дереву на строительстве приёмного помещения дворца Нуруллабая в Дишан-кале.

Если обратиться к историческим источникам по сооружению данного архитектурного памятника, то узнаем, что визирь хана Саид Ислам Ходжа по приказу хана  назначил своего ученика Рахимбергена Махрама начальником строительства. В книге профессора О.А.Абдуллаева «Медицина в Хорезме» есть такие строки: «Ислам Ходжа поехал в Москву и побывал на приеме градоначальника Н.И.Гучкова. Гучков познакомил визиря Ислама Ходжу с московским архитектором А.М.Ропа». 

В то время архитекторы Москвы  во главе С. Ропа приехали в Хиву и согласовали с местными мастерами проект больницы, телеграфа, гостиницы для приема послов. Вскоре проекты были готовы, и началось строительство. Для строительства гостиницы для послов в 1911-1913 годах использовали кирпичи специального обжига. Глину для них брали  в кишлаке Аваз Дунак, расположенном недалеко от города, затем глину подвергали специальной обработке и обжигали в 4-х печах. В обжиге кирпичей и их кладке участвовали мастера Бабаджан Хумбуз, Матьяз бола, Хасан пирсиян (перс), Курьёз Бабаджан и другие.

Крыша дворца была покрыта тонкими железными листами в форме треугольника. Во дворце 7 комнат, двери, окна и паркетный пол, который сделан немецкими мастерами из Акмечети (название кишлака, расположенного в 15 км. от Хивы). Внутреннее оформление комнат приёмного помещения дворца отличается друг от друга. Резьба по ганчу на стенах и потолке  выполнены мастерами Рузмат арбоб Машарипов, Нурмат Уста, Худайберген Ходжи, Курьёз Бабаджан и другими. А малярные работы выполнили мастера под руководством Ваисёза Маткаримова: они  покрасили стены с резным орнаментом масляной краской. Изображение цветов и ангелов на потолке выполнено в европейском стиле русскими мастерами. В мусульманской религии запрещалась изображать ангелов, людей, поэтому разрешение на это было получено у самого великого визиря, тестя хана, Ислама Ходжи. Ислам Ходжа был образованным человеком своего времени, человеком передовых идей.

Второе помещение гостиной, имеющее размеры 8х14 м, высотой 6 м, предназначалось для проведения празднеств, четвёртое помещение служило приёмной хана, где заключались и подписывались договора. Диаметр этой комнаты, имевшей форму восьмиугольного круга, составлял 10 м., высота-7 м. Во времена правления хана  в каждом углу этого помещения находилось по одному зеркалу размером 1,5х3м. Потолок комнаты был сделан из дерева, мастерски украшен прекрасным геометрическим орнаментом и покрыт позолотой. В  отделке потолка участвовали хивинские мастера Бабаджан Каландар, Машариф Каландар, Ваисёз Маткаримов и другие. От основания потолка  по стенам были установлены волнистые карнизы, привезённые из России в завернутом в специальную бумагу виде. В центре потолка шестой комнаты нанесено изображение мусульманского символа - полумесяц и звёзды, с четырех сторон потолка русские мастера нанесли масляными красками изображение ангелов. В результате в оформлении одной комнаты использованы символы и мусульманской и христианской религий.

На потолке седьмой комнаты изображены перья павлина, инкрустированные различными драгоценными камнями. Резной орнамент на стенах покрыт бронзовой краской и поражает своей красотой. Для обогревания ханского дворца в зимнее время  года из России были привезены семь фаянсовых печей. Эти печи изготовлены из цельных плит русскими мастерами. Для  отопления использовали саксаул. Ещё одна новинка в ханском дворце - это электрические светильники (люстры) для гостиной, привезенные также из России. Так как они были очень тяжелыми и большими, то на крыше дворца были  установлены специальные деревянные приспособления в форме пирамид. На них прикреплялись люстры. Для освещения  и работы электричества во дворце в Хиву был привезён  небольшой  двигатель мощностью 16 лошадиных сил. Для включения первой электрической  лампочки в Хиве был приглашён из Сызрани, городе на Волге, мастер Муса Сабанович Янгиуразов. Для строительства  приёмной  из казны  было израсходовано 70 тысяч золотых монет (126 тысяч сумов).

Участвовавший в этом строительстве мастер уста (мастер) Рузмат попал в поле зрения хана. Хан щедро наградил уста Рузмата за его мастерскую работу и прозвал его "мастером мастеров" ("арбоб") С тех пор уста Рузмата стали называть Рузмат арбоб. Хан предложил ему участвовать в строительстве летнего Дворца Кибла Тозабог ("Южного  сада") и Орка Тозабог ("Северного  сада"), этим он выразил доверие мастеру. Вся жизнь мастера была посвящена строительству, однако он не только строил, но и участвовал в ремонтных и восстановительных работах. В книге  ныне покойного историка Комила Абдуллаева, посвятившего её памяти своего отца Абдуллы Болтаева, "Жизнь, вписанная в орнамент" очень много тёплых слов о мастере Рузмате арбобе. По сведениям из книги, мастер Рузмат арбоб вместе с другими заново восстанавливал разрушенные в 1930-1935-х годах многие исторические памятники Хивы (Куня Арк, дворец Ташхаули (1936-37 годах)).

Мастерство Рузмата арбоба Машарипова было достойно похвалы. Оттого даже в 60-тилетнем возрасте он участвовал в ремонтных работах медресе Пахлавана Махмуда. Разрушенные части были приведены в первоначальный вид. Купол, как и раньше, сверкал всеми красками и был прекрасен. Всё величие и красота  древнего города  нашли отражение  в этом прекрасном памятнике.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.