Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: «Cемизкент» - «жирный, богатый» город.

12/05/2015 12:29

Продолжим рассказ о Самарканде. Хотя, и в десятитомной книге невозможно описать величие и красоту этого удивительного города.

        В посвященном городу цветистом средневековом трактате «Китаб фи-Канд ат тарихи Самарканд» - «Сахарная книга об истории Самарканда», дошедшем до нас в сокращенном варианте («Кандия малая»), сообщается о восточном (известном по Вавилону) правителе Шамаре ибн Харрисе, брате Тубы ибн Мутабия, который возвел здесь город, названный по его имени «Шамар» с согдийским окончанием «кат» - т.е. город, что затем переросло в «Самар» и «канд». Ниже в нем приводится легенда о мифическом правителе Самаре, который после долгих поисков нашел, наконец, прекрасное место для города, где ему особенно понравились вода и воздух. «Он приказал вырыть колодец и землю из него извлечь. Кругом была хорошая земля, вскоре вокруг собралось немало людей и сложился город».

В средневековом труде Абу Тохир Ходжи «Самария», среди нескольких версий, связывающих строительство крепостных стен Самарканда то с Кейкаусом и Кейкубадом или Куршадом (мифическими иранскими царями), то с Маликом Тубой, правителем Йемена, также приводится легенда и о Самаре (Саме), сыне Феридуна, который получил эту землю в наследство и построил селение (кент) своего имени. Табари в «Истории пророков» говорит о том, что город основал царь Самар, а «канд» был тюркский род, осевший в этой земле. Лингвистическое название города связывают с санскритским толкованием «Самария» как «место сходки», «собрание торгового люда» и определяют как «Смараканса», откуда происходит и греческое название «Мараканд».

Ученый-лингвист, автор тюркского словаря, Махмуд Кашгари приводит тюркскую версию: «Семизкент» - «жирный, богатый» город.

Эта этимология названия отнюдь не случайна. Не только в мифических, но и в реальных характеристиках города - и в эмоциональных отзывах поэтов, и в рациональных сухих – географов, историков и миссионеров, проявляется восхищение богатствами почв, цветущей природой, искусством и приветливостью жителей. Послушаем некоторые голоса разных эпох: «В Самарканде земля жирна и плодородна и дает обильные жатвы. Цветов и плодов великое изобилие. Страна производит большое количество великолепных коней. Жители отличаются от соседей большой ловкостью в искусстве и ремеслах. Климат приятный и умеренный» - сообщает в своем дневнике китайский миссионер-буддист начала 7 столетия.

Одной из самых лучших стран Аллаха в мире с плодородными деревьями и фруктами считает Самаркандский Согд хорошо знакомый со многими странами Востока арабский географ 10 столетия Истахры, называвший его «местом услады на земле». А его старший современник, историк конца 9-го – начала 10-го века Ат-Табари, именует Самаркандский Согд «садом эмира правоверных». «Душа самаркандцев открыта  прекрасному. Среди них много мастеров по части создания чудес, украшающих мир»о – писал историк 12-го века Идриси. «На земле нет города, лучше и приятнее, чем этот» – сообщал описавший многие земли азербайджанский географ 15-го  века Абдер Рашид ал-Букуви.

Самарканд – удивительно красивый город, органично сочетающий восточную красоту со своеобразной планировкой его древнего ядра, прекрасными памятниками зодчества средневековья и динамичным размахом современной архитектуры. Здесь явно прослеживаются витки цивилизаций городской культуры нескольких тысячелетий.

Первые укрепления и предметы материальной культуры Самарканда характерны для древневосточного общества 8 – 7 веков до нашей эры. Это время образования древнего Согдийского государства, столицей которого становится Самарканд. Во главе его стоит военная элита, для которой и возводится грандиозный акрополь, одинаково прочно защищенный как с внешнего фаса, так и со стороны кварталов горожан. Именно о таком обществе сообщают священные гимны Авесты, в которых общество возглавляют могучие мужи, «ратха-эштар» – «стоящие на колесницах». Согд в ней упоминается страной, сотворенной Ахуразмаздой сразу же за первостраной «Арийским простором». За ней упоминаются Бахди (Бактрия) и Моуру (Маргиана).

Сравнение этих областей указывает на большое родство их культур. Поэтичное описание в «Шахнаме» правителя Турана Афрасиаба не столь уж далеко от реальной жизни. Историки говорят о сложении древнего бактрийского царства и союзе с ним древнего Согда. Античные авторы описывают Согд этого времени, как крупное владение от Амударьи на западе до Сырдарьи на востоке, связанные с кочевыми народами «саками, которые за Согдом» и «заяксартскими турами». Но наиболее тесным был союз с южными владениями - Бактрией, Афганистаном, Индией.  

Согд входит вместе с Бактрией в одну Ахеменидскую сатранию, известную как область, поставлявшую для царских дворцов Персиды золото и лазурит. Складываются торговые пути на юг. Самарканд в это время обносится могучей системой оборонительных сооружений с внутристенными галереями и бойницами. Ядром города остается его военно-административный центр - акрополь. В самом городе вырастают монументальные жилые комплексы, появляются кварталы ремесленников. Вокруг Самарканда вырастают «города-спутники» металлургов, ткачей, керамистов. Такие поселения были открыты в центре современного города - в районе Университетского бульвара, в микрорайоне Сартепо, близ Афрасиаба, вдоль дороги на аэропорт. Здесь найдены орудия труда, готовая продукция, украшения из бронзы, камня, кости. А прекрасная керамика разных форм, сформированная на гончарном круге и обожженная в крупных двухкамерных горнах по качеству не уступает изделиям Бактрии, Маргианы, Хорезма и расходится далеко за пределы Согдианы. Складывается сложная система каналов, снабжавших водой поселения и город.

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.