Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Крепость Кат – богатое историческое наследие предков

17/04/2015 15:27

Как утверждает Президент РУз И. Каримов: «Историческая память занимает важнейшее место в процессах национального самосознания, восстановления и роста национальной гордости». Значит, наряду с повышением экономического, социального и политического потенциала независимого Узбекистана необходимо тщательно изучать историю и наследие предков. Только таким путём можно поднять уровень  национального самосознания и увидеть свою Родину в рядах высокоразвитых стран мира.

С этой целью с первых лет независимости республики уделяется особое внимание роли городов в возникновении государственности. В свою очередь, при изучении градостроения в Хорезме бесценна роль археологии.

По сегодняшний день недостаточно изучены исторические города Южного Хорезма античной эпохи и средних веков. В рамках этой проблемы можно обратить внимание на города среднего по площади масштаба. Расположенная на территории древнего Хорезма Кат-кала входит в ряд подобных городов.

Кат-кала находится в 25 км. к северо-западу от Ургенча, на территории ширкатного хозяйства Беруни Шаватского района. Кала имеет форму трапеции, длина северной стены – 290м, южной стены – 285 м, западной –  310 м, восточной – 270 м. Общая площадь – 9,5 га.

 

О Кат-кале Шавата можно встретить много сведений, в основном в источниках XVII-XIX вв. Историк Хивинского ханства Шермухаммед Мунис, излагая события XVII века, приводит некоторые данные и о Кат-кале. При Анушахане (1663-1683), как он пишет,  город Кат на правобережье Амударьи охватывает засуха. Поэтому хан распоряжается о строительстве канала Ярмиш (ныне Туркме-Ярмиш) на левобережьи реки, и возле него строится крепость. Население Старого Ката переселилось в новую крепость, и таким образом крепость получает название Янги Кат.

В XVIII веке Кат был одной из 5 крупнейших крепостей Хивинского ханства, именуемых «Бешкала». При правлении Анушахана границы «Бешкалы» значительно укрепляются, Кат тоже окружается высокими глиняными стенами и глубокой ямой с водой. Во времена войн население, живущее  поблизости, укрывалось в крепость.

В источнике Абулкарима Бухари упоминается, что в состав «Бешкала» входили крепости Хазарасп, Ханки, Ургенч, Кат и Шахабад. Хива не входила в эту пятёрку.

Хивинский хан Эльтузархан (1804-1806) возглавляет нашествие на туркменское племя имрели, чтобы наказать его за неповиновение. Среди этих событий в работе Муниса и Агахи «Фирдавс ул-икбол» упоминается и Кат-кала. Эти события произошли в месяце сафар хиджри 1219 года (май 1804).

В восьмом году правления Мухаммеда Рахимхана I (хиджри 1228 – 1813 г. н.э.) хаким Ката Тангрибердибек по приказу хана был послан набрать на  военную службу воинов из рода Така Караханли. Собрав 200 конников, он возвращается  вместе с наместником Козгана Мусаханом к хану.

Одиннадцатый  год  правления Мухаммед Рахимхана I  (хиджри 1231 –  1816 г. н.э.) остался в истории как год двух походов хана на Хорасан с целью наказания бунтующего племени туркменов «така». В записях говорится, что в одном из боев в Хорасане Мулк Аман из Ката вместе с несколькими воинами героически погиб.

Города и населённые пункты Хорезма впервые были нанесены на карту А. Б. Черкасским в 1715 году, среди городов на левобережьи Амударьи на ней был зафиксирован и Кат. На карте, составленной в 1720 году Ф. И. Страленбергом (Таббертом) город Кат обозначен между Хазараспом и Куня-Ургенчем.

Д. Гладышев и И. Муравин пишут о том, что в 1741 году во время их визита в Хиву, на пути из Оренбурга в ханство, они сперва наткнулись на город Гурлен. На карте, составленной Муравиным, Кат отмечен возле канала Ярмиш на 10 вёрст южнее Гурлена. В 1753 году купец из Самары Д. Рукавкин посещает Хиву. Перечисляя города ханства, он упомянет и Кат.

Побывавший в 1842 году в ханстве Г. И. Данилевский посещает Кат и записывает о нём следующее: Кат расположен на 36,5 вёрст севернее от Хивы, на немного возвышенном месте, он окружён стеной в 500 саженей. Внутри крепости есть  около 50 глиняных домов. Возле ворот расположены около 40 лавок в 2 ряда. Базарные дни – среда и суббота. Только несколько торговцев каждый день продавали сушёные фрукты, табак и насвай и разную мелочь. Хаким города Мухаммед Ниязбай.

Сопутствовавший Г. И. Данилевскому учёный-естествоиспытатель Ф. И. Базинер составил по данным экспозиции полную карту ханства и Аральского моря. Там Кат обозначен возле канала Ярмиш.

В. В. Григорьев приводит о Кате следующие сведения: «Кат построен на 15 шагов ниже Шавата, на берегу канала. Город окружён глиняной стеной и ямой. Есть одни ворота. В городе 2 мечети. Жителей  около 1500.

В 1863 году совершавший путешествие по Средней Азии А. Вамбери, говоря в своей работе об основных городах ханства, отмечает в таблице, что Кият (Конград)  – это административный центр между Гурленом и Ургенчем. Он также упоминает о канале Ярмиш.

Перед завоеванием Хивы в 1873 году Российское географическое общество поручает научному секретарю П. И. Лерху разработать программу по разрешению ряда вопросов исследования Хорезмского оазиса. Программа предусматривала обозначить  и характеризовать имеющиеся в оазисе каждую крепость, каждый памятник.

Член кавказского отряда, участник захвата Хивинского ханства М. Алиханов-Аварский пишет о Кате следующее: вокруг города возведены высокие стены; это замечательное сооружение, если верить местным, возведено из земли канала Ярмиш (когда рыли его).

Занимавшийся после царского захвата географическим описанием и топографическими снимками Нижней Амударьи А. В. Каульбарс в 1873 году вносит Кат в свою карту. Во всех сведениях , касающихся истории Хорезма, Кат указан на правом берегу Амударьи и был до XV века столицей Хивинского ханства. Он был огромным городом. А сегодня здесь только руины.

Нынешний Кат -  это крепость, охватывающая 50 домов, она построена при Эльбарсхане. Около северных ворот размещён небольшой базар, состоящий из 30 лавок. Базарные дни – вторник и суббота. Население – узбеки и сарты. Большинство населения выселилось.

Каждой осенью народ спешил навестить святыню Шах Абад Вали (от имени святого Шайх Аббас Вали).

Научное исследование города Кат-кала началось со второй половины ХХ века. В 1958-1960 гг. узбекский этнографический отряд Хорезмской археологической этнографической экспедиции во главе с Г. П. Снесаревым проводил в крепости первые исследования. Из верхних слоев нашли керамические блюда. Членами экспедиции Е. Е. Неразиком и М. Г. Воробьёвой возле стены был погружён небольшой шурф. В результате были обнаружены остатки остадона, относящегося к VII-VIII вв, возраст города также обозначили этим периодом.

В 1974 году археологический отряд каракалпакского филиала АН РУз во главе с М. Мамбетуллаевым (члены – Ю. Манилов, Н. Юсупов, Г. Ходжаниязов) проводили работы по очистке поверхности открывшихся культурных слоев. И с целью определения стратиграфии и хронологии города погрузили шурф. Результаты этого исследования внесены в научный сборник. Результаты показали, что город пережил 4 периода жизни. Они следующие: 1-ый период –  IV-III вв. до н.э.; 2-ой период –  VII-VIII вв. н. э; 3-ий период – IХ-ХI вв.; 4-ый период  –  ХVII-ХIХ вв.

Вместе с тем М. Мамбетуллаев  придерживается мнения, что канал Ярмиш существовал и в IV-III вв. до н.э. результаты его исследований показали, что жизнь в городе Янги Кат началась на 2000 лет раньше Анушахана.

В 1987 году сотрудниками Научно-исследовательского и научно- проектного института консервации и реставрации культурного наследия проводились очередные исследования. Археологические работы велись под руководством Д. Чунихина. Их  целью  было точно обозначить стратиграфию и хронологию города, обследовать оборонительную систему в юго-западном углу памятника. Позднее, эти исследования должны были создать научную основу для проведения реставрационных работ на территории данного археологического памятника.

В этих целях опустили 3 шурфа, выкопали 4 траншеи, в одних местах были проведены раскопки, в  других чистая обработка поверхности.

Шурфы не дали точных и полных стратиграфических сведений о памятнике. В первом шурфе слои перемешаны, встречаются в основном остатки древней стены. Этот шурф подтверждает то, что в юго-западном углу города не было никакого построения. Во втором шурфе разрезана толстая стена. Эта стена построена на песчаной подушке толщиной в метр. Д. Чунихин приходит ко мнению, что эта стена  – часть какого-то крупного здания.

Чтобы найти ответ на вопрос, не распространены ли культурные слои за городом, был опущен третий шурф на 15 метров восточнее юго-восточной части крепости.

После прохождения двух ярусов подземных вод было принято решение о прекращении работ. Здесь не нашлось никакого культурного слоя. Пришли к выводу, что вокруг города населения не было. Окрестности использовались как поля для посевов и пастбищ.

Траншеи были выкопаны в основном в целях исследования части города у ворот и южнее  – оборонительных стен и вышки. Исследовать остатки ворот не удалось. Все оборонительные вышки от ворот до юго- восточного угла были исследованы. Было выяснено, что эти сторожевые башни имели форму цилиндра. Город был окружён оборонительной стеной ещё в IV-III вв. до н. э.

Раскопки в юго-западном углу памятника дали возможность определить сторожевую башню каплевидной формы, относящуюся к  IV-III вв. до н. э.

Около южного угла западной стены и на месте северной стены вследствие очистки было обнаружено несколько оборонительных вышек. Они относятся в основном к  IV-III вв. до н. э.

В периодизации истории города одну из основных ролей играют керамические изделия. Здесь обнаружены керамические изделия, относящиеся к 4 периодам, а также монеты разных периодов.

При завершении исследований Д. Чунихин подтверждает деление истории города на 4 периода. Эти периоды соответствуют периодизации М. Мамбетуллаева.

Последующие исследования относятся ко времени независимости. Они связаны с совместной деятельностью Хорезмского регионального отдела Археологического института АН. РУз. и научных сотрудников УрГУ.

В результате раскопок (в 1994 г.) проф. Ш. Матрасулова, доц. Р. Абдиримова и доц. К. Собирова были исследованы жилые дома во внутренней северной части города. В результате, обнаружены источники, относящиеся ко II-III вв.

В 2002-2003 гг. осуществили исследования группы проф. М. Мамбетуллаева, проф. Ш. Матрасулова, к. и.н.Г.Ходжаниязова, Н. Юсупова, К. Машарипова, Б. Сагдуллаева, Т. Абдуллаева, О. Ваисова. За время исследований были изучены 4 комнаты в северо-восточном углу крепости и один коридор. Стены этих комнат сооружены из нежжённого кирпича размером 37х37х10 см, толщиной в метр. Обнаружено несколько культурных слоёв в комнатах, выкопанных до 0,9 м. В них были найдены  серебряные и медные монеты хорезмшаха Артава. Серебряные монеты имеют огромное значение с точки зрения уникальности. И керамические изделия, найденные на этом полу, относятся к одному периоду с монетами.

Следующий пол дал в основном источники IХ-ХI вв. Кроме того, в верхних слоях этих комнат обнаружены керамические изделия, относящиеся к ХVII-ХVIII вв. В одной из комнат обнаружен колодец из жжёного кирпича.

В вышеупомянутые годы поблизости этих комнат около восточной стены опустили шурф до 4,2 м., и была разрезана стена, сооружённая из нежжённого кирпича размером 40х40х10см. на глиняном фундаменте. По- видимому, в античную эпоху стены города были дальше нынешних.

В 1987 году Д. Чунихин также опуская шурф возле юго-восточного угла стен, наткнулся на толстую стену. Для полного разрешения этой проблемы, необходимо было проводить исследования широкого масштаба.

Из этих исследований  вытекает, что жизнь протекала в городе и в II-III вв. Город пережил не 4, как определили прежние исследователи, а 5 этапов.

В 2005-2007 гг. проводили архитектурные исследования в городе кандидат исторических наук К. Машарипов, к. и. н С. Давлетов, доц. К. Собиров и Б. Сагдуллаев.

В центральной части города была раскопана и изучена мечеть, принадлежащая к последнему периоду. Мечеть в форме трапеции, составлена из 2 частей: зимней и летней. Фундамент мечети основан из кирпичей разного размера, сверху возведена глиняная стена. В зимнем здании мечети выявлены алтарь и 16 подставок для колони . По сохранённым подставкам было определено, что в зимней мечети было 24 подставки.

Пол мечети сделан из обожжённого кирпича. Население окрестностей каждую пятницу собиралось здесь совершать молитву-намаз.

В северной части мечети были раскопаны летняя мечеть, летняя комната и 1 коридор, ведущий наружу. Входили в зимний зал из летней мечети через 3 двери. Окна в тиснёных решётках. Здесь обнаружены в основном керамические изделия ХVIII-ХIХ вв. Кроме того, обнаружены несколько медных монет, чей возраст определить не удалось.

В заключение надо отметить, что продолжение подобных исследований, изучение исторических условий возникновения и развития городов в античном мире и в средние века, вопросов материальной культуры, топографического строения и своеобразия традиций, даёт возможность открыть неизвестные грани истории Хорезма.

 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.