Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Базары во времена Хивинского ханства

01/04/2015 08:37

 

Базар – не только место торговли, но и наглядный показатель уровня жизни населения. В прошлом место для базара выбиралось с учетом многих условий, и хан ставил свою печать на указе только после совета со старейшинами и видными торговыми людьми.

Для  удобства продавцов и покупателей, базарными днями специально назначались в разных городах и бекствах разные дни. В столице ханства Хиве днями торговли были  понедельник и четверг, в Янги Ургенче – среда и воскресенье, в Ханки и Кияте– вторник и суббота.

Так как базары – это места наибольшего скопления народа, глашатаи возвещали здесь указы хана. В случае кражи или намеренного обвеса, и если виновный задерживается миршабом, то он непременно тут же наказывается. Кроме того, заслужившие ненависть народа люди выставлялись на базарах на всеобщее посмешище и глумление (с согласия  хана или казы).

Как и все базары Востока, хорезмские базары тоже выполняли функцию постоянной больницы и аптеки. По сведениям из книги генерала Галкина «Военно-статическое описание Хивинского оазиса», изданной в 1902 году в Ташкенте, известно, что лекари лечили в основном на базарах, где каждый лекарь имел свою лавочку. Там продавали разные лекарства. В своей книге Галкин называет их «специализированными аптеками», а местные люди называли «чарчи саройи». Эти лавки размещались в крытых двориках на базаре. Самый большой и удобный крытый тим хивинских базаров был тим Аллакулихана.

По словам доктора медицинских наук  профессора Худаяра Аллаярова, в «чарчи-лавках» лекарей продавалось около 100 сортов лекарственных растений и трав, произраставших в самом Хорезме.

Цирюльник на базаре в парикмахерской брил и стриг, но делал и массаж и, чтобы лечить желтуху, делал определённую процедуру.

Например, посетившие Питняк (87 км к Востоку от Хивы) русский посол Данилевский (1842) и А. Кун (1873) писали, что в городе всего начисляется 130 семей и около 10 лавок. Базар был каждую среду. Местные жители занимались шелководством, переправляли людей на лодках на правый берег Амударьи и обратно.

По данным архивных материалов 40-50 гг. ХIХ века насчитывалось следующее количество  лавок- магазинов: в Ходжейли и Дашаузе 200 точек, в Гурлене 210, в Конграде 315, в Хазараспе 400, в Куня-Ургенче 100, в Шахабаде и Шаббазе по 34 точки.

Пожаловавший в ханство в 1842 году  русский посол Данилевский в своих трудах пишет, что торговля  очень развита на Хазараспском базаре, где торговали каждую понедельник и пятницу.  200 лавок на базаре переполнены самыми ходовыми товарами.

В Хиве очень часто можно было встретить купцов из России и стран Востока.

В местах пересечения улиц в Хиве на «чарсу»  находились небольшие базары. Там располагались пекарни, мясные, а также толкучки, лавчонки «чарчи», которые торговали разной мелочью.

Самый большой базар в столице (то есть в Хиве) был расположен в Хазараспских воротах и занимал 15 га площади. Другой базар находился возле Палван-дарваза Ичан-калы и занимал 4 га земли.

Третий основной базар был в восточной части Ичан-калы.То есть, все базары находились около ворот, что создавало значительные удобства как для продавцов, так и для покупателей.

Как выяснил кандидат исторических наук Абдулла Абдурасулов, чарсу по городу размещались так:

  1. Бахча чарсу – это 15 лавок в воротах Бахча-дарваза; здесь торговали российскими тканями, ожерельями, косметическими товарами, сахаром и чаем.
  2. Палван чарсу – 30 лавок возле мечети Саид Нияз Шаликар за воротами Палван-дарваза. Велась торговля фруктами и овощами, были ювелирные и мастерские по изготовлению ножей.
  3. Мадаминхан чарсу – между воротами Ата-дарваза и медресе Казикалан. Здесь было около 150 крытых торговых  рядов и лавок. Продавались готовая одежда, халаты, шёлк, хлопчатобумажные ткани, косметические изделия. В ночное время работали лавки, торгующие товарами повседневного спроса.
  4. Амин чарсу (по имени кузена хана) за Ичан-калой, на западе; расположен в леске, где канал Сирчали разделяется на арыки Шихлар и Хумбаз. Имелись 20 лавок,  продавались мясо, рис, лук, морковь, хлеб и т.д. и т.п.
  5. Аман чарсу (основатель – Аман девонбеги) возле пруда Ата хавуз. В 20 лавках продавались товары повседневного спроса.
  6. В Мамат махрам чарсу также имелось 20 лавок, где торговали мясом и товарами повседневного спроса.
  7. В 15-ти лавках Рофаник чарсу продавались товары повседневного спроса.
  8. Тазабаг в воротах с таким же названием. Здесь в 15 лавках продавались товары повседневного спроса.
  9. В махаллинском чарсу Нуриллабай в 10 лавках торговали продуктами питания.
  10. В 30 лавках Чарсу Матнияза деванбеги работали пекари, мясники, торговцы рисом.
  11. Чарсу Кочумни около ворот Гандимиян состоял из 6 лавок.
  12. Палван кари с 10 лавками возле медресе с таким же названием.
  13. Каптархана в воротах Ангарык дарваза, 10 лавок.
  14. Даш копыр между Коша-дарвазой  и каналом Сирчали, более 40 лавок кустарников.
  15.  Нурилла читгар в воротах Шихлар дарвазаси Дишан-калы, имелось 25 лавок, 4 маслоцеха, 3 красильные мастерские, 4 кузницы, 8 лавок товаров повседневного спроса.

В общем, по архивным данным ханства, в столице существовало свыше 700 лавок и мастерских кустарников. В частности, 54 красильных, 37 сапожных мастерских, 33 мастерские цветной обуви и др.

В столичной Хиве ХIХ-го века купцов, имевших свою постоянную лавку, насчитывалось свыше 200 человек. 56 из них занимались торговлей товарами повседневного спроса, 32 купца – торговлей чая, табака и махорки, 15 купцов торговали халатами.

 

Генерал царской России Иванин в журнале «Мануфактура и торговля» (номер 1843) пишет: «Матчан махрам  и его наместник Даниял махрам собирали налог от караванов и от скота и других живых, продаваемых на базарах Хивы».

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.