Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Литературное наследие Алишера Навои: самое большое богатство Узбекского народа

30/01/2015 08:08

Великий узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель Алишер Навои оставил богатое литературное наследие, не только для узбекского народа, а также, для всего мира. Он является автором около тридцати сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии XV века. Навои известен и как автор многих трудов в области философии, литературоведения, языкознания, истории. Все свои основные произведения он написал на родном узбекском языке, хотя в его время в литературе господствовал язык фарси.

Алишер Навои был незаурядной личностью, поразившей людей всех времен разнообразием и разносторонностью своих интересов и талантов, жадным стремлением проникнуть в тайны и секреты науки, искусства, ремесел. Всю жизнь он посвятил поэтическому творчеству, которое создало ему вечную славу. Он возвеличивал людей долга, мирной жизни, мирного труда. Он воспевал верность в любви, в дружбе, патриотизм, дружбу разных народов. В своих стихах он гневно выступал против религиозного фанатизма, рабства женщин, диких разрушительных завоевательных походов, когда бесследно погибают культурные богатства. Действие его произведений происходит в разных странах, герои его поэм принадлежат разным народам.

Удивительной цельностью отличается лирика Алишера Навои, особенно его газели. Вершиной творчества поэта стала знаменитая «Хамса» («Пятерица»). Переступив порог сорокалетия, накопив богатый жизненный опыт, Алишер Навои, творчески развивая традиции своих великих предшественников Низами Ганджеви и Амира Хосрова Дехлеви, в 1483 г. начал осуществлять свой грандиозный замысел, который вынашивал в течение многих лет. Он принялся за создание колоссального эпического памятника, состоящего из пяти поэм: «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Смятение праведных» и «Стена Искандера». Каждая из них раскрывает неповторимый мир человеческих чувств.

Первая поэма «Пятерицы» – «Смятение праведных» – была завершена в необычайно короткий срок. До нас дошел образец ее, переписанный с оригинала в апреле 1484 г. В поэме около четырех тысяч бейтов. Впоследствии она была охарактеризована автором как «оби зиндагоний», то есть «вода жизни», поднесенная в дар родному народу. Алишер Навои в этой поэме поднял важные философские, общественно-политические и нравственные проблемы, выразил свое отношение к ним.

И хотя в «Смятении праведных» говорится о вопросах, связанных с богословием, познанием мира, взаимоотношениями человека и природы, общества и личности, все же в центре поэмы находится описание общественно-политического строя, царящего в Хорасане и Мовароуннахре во второй половине ХV в., всесторонне раскрыт его антигуманистический характер, осуждение несправедливости феодальных отношений, бесправия и невежества, гнета и насилия. Поэт выразил мысли о мерах, способствующих улучшению общества, претворению чаяний народа в жизнь. Алишер Навои в поэме «Смятение праведных» беспощадно бичует мракобесие и зло. Он выступает как гуманист и активный борец за справедливость. Также резко поэт клеймит духовенство и лицемерных шейхов, тянувших народ в болото невежества, феодалов, безнаказанно грабящих страну. Правдиво воссоздавая сатирические образы, Алишер Навои тем самым приближал поэзию к реальным нуждам современной ему эпохи.

Поэма «Смятение праведных», помимо нескольких глав, входящих во вступление, состоит из двадцати бесед и относящихся к каждой из них поэтических рассказов. Излагая свои мысли по какой-либо животрепещущей теме, Навои во всех беседах предстает перед читателями как философ-мыслитель, мудрый политик и наставник. Поэт высоко оценивает роль воспитания и соблюдения нравственных норм во взаимоотношениях людей, в духовном совершенствовании личности. Верность делу народа и государства, дружба, братство, скромность, справедливость и добросовестность, щедрость и трудолюбие, высокая и чистая любовь, преданность науке и просвещению – все эти идеалы силой таланта Навои были воплощены в его бессмертных творениях.

Художественные средства и приемы поэта поистине удивительны. Для того, чтобы глубже и образнее передать читателю свою мысль, Навои прибегает к неожиданно ярким деталям, образам, аллегориям. Поэма «Смятение праведных» - одна из бесценных жемчужин мировой культуры – явилась программным произведением Алишера Навои. Поставленные в ней идеи и проблемы были продолжены и развиты им в последующих поэмах «Пятерицы».

 

Когда Алишер Навои закончил свою «Пятерицу», он захотел показать этот труд, и должен был это сделать, своему учителю и старому другу – Абдуррахману Джами. Тот взял рукопись, бросил на нее взгляд – и этого было достаточно: он положил руку на плечо ученика. И тот увидел, что он находится в каком-то чудесном саду, а в этом саду какие-то величавые мужи. Один из них подошел к нему, оказалось, это – Хасан Дехлеви, знаменитый поэт. Он сказал Алишеру, что эти мужи хотят поговорить с ним. И вот перед Алишером трое: посредине – Низами, справа – Амир Хосров, слева – сам Джами. А за этими тремя стояли Фирдоуси, Унсури, Насер Хосров, Анвари, Хакани, Санаи,. Сзади прославленные поэты с Х-ХI вв. – с века Фирдоуси, по середину XV в. – века Джами.

Нужно ли объяснять, что это означало? Не забудем, кто положил свою руку на плечо поэта: его Учитель. Тогда Учитель делал только то, что единственно нужно ученику: делал невидимое видимым, неосознаваемое-осознаваемым. Джами показал своему ученику, к кому привела его «Хамса», в круг каких людей она его ввела, то есть показал ему и направление, и смысл его творческой работы. А что больше может сделать Учитель? Но великий Учитель сделал то же и для нас: мы увидели то, что, может быть, раньше не столь ясно видели, – эти люди, эти поэты принадлежат одному большому времени, одной большой эпохе и что эта эпоха – своя, особая.

 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.