Main Menu
Tashkent
Samarkand
Bukhara
Khiva
Baysun
Nukus
Margilan
Ferghana
Nurata
Namangan
Kokand
Sarmysh Say
Termez
|
News / НовостиUzbekistan: Опора гражданского общества31/10/2014 12:21 На сегодняшний день в Узбекистане на пути создания сильного гражданского общества и дальнейшего углубления демократических реформ осуществляются огромные преобразования. В этом, большое значение имеют, выборы, в которых находят своё отражение интересы, воля и стремление народа. Потому что выборы - неотъемлемый признак демократического правового государства, основная форма участия граждан в управлении обществом и государством. На выборах отражаются народная власть и свобода слова. Как утверждает Президент Ислам Каримов, «Демократия всюду одинакова. Её определение для всех ясно: неотъемлемая часть демократизации – это народная власть, народная воля, открытые и свободные выборы. Это, в конечном счёте, наивысшая ступень любой демократии - гражданское общество». Депутаты - это политический мост между народом и властью. Через них отражаются стремления, мечты и цели, воля народа. Через справедливые выборы воплощаются в жизнь демократические факторы, осуществляются мечты и стремления народа, отражаются права и свобода всех граждан. Эти составляющие демократии нашли своё полноценное отражение в Конституции Республики Узбекистан, а также, Олий Мажлиса и местных представительских органов и избирательной системы. Особенно в 117-статье XVIII главы Конституции под названием «Избирательная система» отмечается «Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и избираться в представительские органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голосовать, равенство и свобода выражать свою волю гарантируются законом». В годы независимости в Узбекистане стало уделяться большое внимание системе выборов и на законодательство по их проведению. Созданы отдельные законы на основе указанных порядков, сроков, принципов, норм и механизмов референдумов и выборов, проводимых в Олий Мажлис и местные представительские органы. Эти законы служат сегодня в качестве важного правового документа в проведении выборов на основе принципов справедливости и демократии. В годы независимости были приняты и усовершенствованы законы «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборе Президента Республики Узбекистан, «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в депутаты областных, районных и городских Советов народных депутатов», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан». Конституция Республики Узбекистан служит основой для этих законов и об этом гласит 117-стаья. В ней намечено о сроках, об объектах и субъектах выборов, об их формировании. В частности, в этой статье указано: «Выборы проводятся путём скрытого голосования на основе общего, равного и прямого избирательного права». Ещё один важный аспект, в текущем году в нашей стране в целях дальнейшего совершенствования законодательства и системы выборов, внесены некоторые изменения и дополнения в законы, в числе которых есть и 117-статья, посвящённая выборам. Основная цель организовать, подготовиться к выборам и укрепить правовую основу свободы Центризбиркома и установить порядок формирования комиссии. В 111-статью внесено важное дополнение: «Для проведения выборов Президента Республики Узбекистан, выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также, для организации и проведения референдума Республики Узбекистан Олий Мажлисом Республики Узбекистан составляется Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, основными принципами деятельности которой является независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость». «Члены Центризбиркома избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Жокори Кенгеса Республики Каракалпакстан, областных Советов и Совета народных депутатов города Ташкента». Внесение этих дополнений означает то, что не допускается вмешательство в процесс выборов органов государственного управления и власти, проводящая эти выборы Центральная избирательная комиссия формируется высшими и местными представителями органами и осуществляет независимую деятельность. Надо отметить, что областные, городские и районные избирательной комиссии так же, как Центризбирком составляются без вмешательства местных органов власти местными Советами народных депутатов и осуществляют независимую деятельность. Деятельность этих комиссий упорядочивается законом Республики Узбекистан «О выборах в областные, городские и районные Советы народных депутатов», принятый в 1994 году. В 10-статье данного закона установлено «Областные, городские и районные избирательные комиссии составляются соответствующим Советом народных депутатов в составе из председателя и шести-четырнадцати других членов комиссии, самое меньшее, за 80 дней до выборов». Данная избирательная комиссия имеет множество независимых компетенций, и они указаны в данном законе особой статьёй. В этом законе упорядочены еще следующие вопросы: основные принципы организации выборов; порядок организации выборов; система избирательных комиссий и их компетенции; субъекты, имеющие право выдвигать кандидатов в депутаты; требования к кандидатам; огласка избирательной кампании; регистрация кандидатов в депутаты и депутатов; предвыборная агитация, её виды, формы и способы; права кандидатов; порядок, время и место голосования; счёт голосов; определение итогов выборов; повторные выборы и голосование; разглашение итогов выборов; финансовое обеспечение выборов; ответственность за нарушение избирательного законодательства. За прошедшие годы в данный закон были внесены изменения и дополнение различного содержания. Особенно большое значение имеют изменения и дополнения, внесённые в 2012 году. В 2010 году на общем совместном заседании палат Олий Мажлиса в «Концепции дальнейшего углубления в стране демократических реформ и развития гражданского общества» Президент Республики Узбекистан сделал особый акцент на выборах. «Выборы - это основная реформа участия граждан в государственном и общественном управлении, признак демократического правового государства, форма свободного выражения воли народа, это вопрос очень важный, который носит решающее характер», говорится в Концепции, и даны некоторые предложения и советы в целях совершенствования этой системы. На основе этих предложений в 2012 году в избирательное законодательство были внесены некоторые изменения. Они были связаны с понятием предвыборной пропаганды, её видами, формами и способами; не осуществлять агитацию за 1 день до выборов; с вопросами голосования в местах заключения; с внедрением в избирательное законодательство новых норм по участию наблюдателей в выборах в Экологическое движение Узбекистана. Плюрализм создаёт возможность выбора в жизни и деятельности людей, а также осуществить мечты народа и возможность непосредственного участия в государственном управлении. По закону, подписанному Президентом Республики Узбекистан 20 января 2014 года в 22-статью закона Республики Узбекистан «О выборах в областные, районные и городские Советы народных депутатов» внесено нижеследующее дополнение: «Политические партии могут выдвигать кандидатуру в депутаты только членов своей партии или беспартийных, а органы самоуправления граждан вправе выдвигать кандидатов лиц, к какой бы партии они ни относились. В депутаты выдвигаются кандидатуры лиц, активно участвующих в развитии экономики соответствующей области, района или города, в общественно- политической жизни страны; лиц, помогающих повышать производительность малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерского движения. О выдвинутых кандидатах в депутаты составляются протокол». Применение этих новых норм на сегодняшнем уровне развития страны соответствует содержанию реформ, связанных с поддержанием фермеров и предпринимателей. Это создаёт условия участия их в политической жизни общества и государственном управлении. Следовательно, сегодня необходимо усилить подготовительные работы на предстоящие выборы в местные Советы народных депутатов, важно осуществить работы по повышению правовой и политической культуры и активности граждан. По итогам исследований и мониторинга, проводимых в последние годы в нашем вилояте, связанных с выборами в свободные места, сегодняшние избиратели резко отличаются от прежних. Их политическое правовое сознание выше, активность – сильнее. Наблюдается снижение чувства равнодушия у граждан к политическим процессам и серьёзное отношение к выборам. Сегодняшний избиратель проявляет интерес к избирательному законодательству, к механизмам проведения выборов и к личности кандидата. Если обратиться к цифрам, то за 2012-2014 годы в нашем вилояте проводились выборы на свободные места (более 30 мест) в местные Советы народных депутатов. На выборах участвовало непосредственно в голосовании свыше 85% от общей численности зарегистрированных избирателей. Это означает, что избиратели не равнодушны к политическим процессам, к завтрашнему дню страны и общества, самого себя, в конце концов. Такую активность можно наблюдать и в деятельности политических партий. Например, анализ, проведённых за 2012-2013 годы, выборов народных депутатов, на освободившиеся места в Совет Хорезмского вилоята (9 мест), а также городских и районных Советы (31 мест), показывает, что все политические партии в большинстве округов выдвигали достойные кандидатуры. Особенно, в этом направлении проявляют активность партийные организации НДП Республики Узбекистан и ЛиДеП Республики Узбекистан. Потому что большинство избранных депутатов в данных округах из вышеупомянутых партий. По анализу, участие политических партий и избирателей в проведённых выборах народных депутатов, на свободные места в местные Советы в 2012-2013 годах ощутимо усилилось по сравнению с 2004- 2009 годами. Нужно отметить, что в выборах повышается активность женщин, среди кандидатов от политических партий растёт доля женщин. В заключение можно сказать, что сегодня в Узбекистане граждане серьёзно подходят к выборам, как к важному политическому процессу. Правовые основы этого и права избирать и избирается граждан в представительские органы государственной власти гарантируются законом. А это в свою очередь служит активному участию населения в государственном и общественном управлении, что является важнейшим показателем гражданского общества.
|
Calendar
Weather
Useful Links
Searching for Airways and Hotels
|