Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Искусное искусство мастеров - кандакоров

27/08/2014 15:30

Среди различных видов художественных изделий из металла в древности в Средней Азии мастера- кандакоры изготовляли весьма искусно. Эти изделия живут, и до сей поры. Искусным мастером станет тот человек,  который душой любит свою профессию. Они были заодно мастерами-медниками, ювелирами, рихтагарами, орнаменталистами. Их в народе называли кандакорами. Из персидского слово «кандакор» означает резьбу. Кандакорство и художественная обработка металла взаимосвязаны. Мастера-медники изготавливали изделия из меди, а кандакоры делали узоры на них стальными карандашами путём резьбы.

Хорезм отличался от других регионов Центральной Азии характером своего населения и культурой. В VIII веке во времена арабского нашествия древнее население Хорезма отличался от соседних народов своими обычаями одеждой и языком. Отличались язык и письмо. А монгольский гнёт привёл к упадку культуры и хозяйства и начали перекочевать восточные и северные монголо-тюркские племена в Хорезм. В XIII-XIV вв. в Хорезме сохранялся древний хорезмский язык.

Внутренние войны отрицательно действовали на рост населения оазиса, прикладное искусство переживал кризис, этот кризис продолжался до начала XIX века, вплоть до возрождения централизованного правления. В 1804 году пришли на власть ханы из Кунгратской династии. В центре Хорезма в Хиве начались крупные строительные работы, тысячи ремесленников были заняты производством. Постепенно народы с разными языками стали говорить на тюркском языке.

Но некоторые своеобразия материальной культуры древних хорезмийцев в ряде сферы сохранены и по сей день. Это заметно в архитектурной форме и орнаментальном оформлении городов и сёл, в тонкости продукций прикладного искусства. В них нетрудно улавливать личное мастерство местных усто (мастеров), художественный вкус народа. И по этому, созданные в конце XIX  в начале  XX веков хорезмские гончарные, медные, кузничные и другие продукции прикладного искусства   резко отличаются от продукций других регионов Центральной Азии.

В конце XIX-начале XX веков в Хорезме изготовлены различные медные изделия. Они резко отличаются от изделий Ферганы, Бухары, Самарканда и других регионов. Искусные мастера делали художественную обработку металла в Хиве, Ханки, Мангите, Кухня Ургенче, Кунграде. Они внесли большой вклад в дело создания школы кандакорства. В начале ХХ  века хорезмийские кандакоры на фон узора наносили лак чёрного или красного цвета. Наиболее излюбленными считаются узоры «айланма ислими». Хорезмские мастера применяли ислими, сложное ислими, мадохими, сложное айланма ислими. В этом роде искусства пользуются молотком, наковальней, щипцами, карандашом, халом…

Характерный для Хивы сосуд для воды – кумган – имеет стройную шейку, ёмкий округлый тулов. В форме кумгана ярко проявлялась одна из характерных черт хорезмских изделий: лаконизм и чёткость очертаний, освобождение от излишних деталей (например: от ручки, так как её заменяет высокое горлышко с перехватом). Покойный кандакор, мастер- изготовитель ножа, резчик Бакдурды усто дал кумгану такое определение: «В Хорезме кумган уподобляют косточке абрикоса «межанадин красивая - такое сравнение дают девушкам-красавицам ( красивая, точно абрикосовая косточка)». Ещё один сосуд – «белый кумган» (аккумган) или «Урганжи» без крышечки, очень простой, никелированный, имеет большой спрос, по объёму немного больше, чем Хивинский кумган.

Нигде в Узбекистане, кроме Хивы, не производят медные табакерки носшиша – плоские и круглые флакончики из металла. Они не выделяются своей орнаментацией. Особенность хивинской техники – гладкий фон без отделки. В орнаменте преобладают растительные мотивы, к примеру: сарв – узор в виде кипариса, цветов.

Изделия хивинских мастеров чеканки строги и богаты. Подкраску фона они не применяли, употребляя только чёрный и красный лаки. Смотря на это невольно,  вспоминаешь то, что писал о древнем искусстве Хорезма С. П. Толстов: « Искусство Хорезма очень просто и его способы влияния свободны от излишнего изящества, но вместе с тем в нём есть изобилие значения. Привлекательнее тонкого искусства Согда». Под влиянием ислама мастера перестали изображать животных, птиц и людей, а вместо этого входило в искусство другое направление. Теперь мастера – художники изображали в своих работах природу, цветов, разные узоры.

Они тщательно изучили арабский алфавит, арабское (куфий, суле, насталик) письмо. И начали запечатлять их в своих работах. Таким образом, на смену изобразительного искусства пришло новое направление – прикладное искусство. Узоры постепенно обретали сложный вид. Развивались символы, молитвы, заговоры,и др. Каждый узор имел своё значение и писался в разных формах. Древнейший вид узора – 0 мадохил – три листа. Его значение : вечность Вселенной и времени, доброе слово, добрая мысль, доброе дело.

Ислими – узоры широко употребляются и выражают значения. «Хошия ислим» (гранений ислим), «бутов ислим», «Турунж ислим» - эти переплетённые между собой (друг с другом ) бесконечные узоры имеют значение богатства и благосостояния. Геометрические узоры называются «гирехи». Гирех – из персидского означает «переплетенный». Состоит из таких фигур, как «четырёхугольник», «треугольник», «круг».

Оазис Хорезм издавна был центром прикладного искусства, здесь каждый мастер имел несколько ремесёл. Это считается традиционным для ремесленников Хорезма. Это точно попадёт в глаза, если рассмотрим по династиям.

Мухаммадпано – искусный мастер, работал в ханском дворце. Н. И. Градеков пишет, что не было ему равных гравёров. Он был чеканщиком, литейщиком и гравёром ханских оружейных мастерских. Его сын Худайберган был чеканщиком, музыкантом, каллиграфом, резчиком печателей, отливателем пушек, первым часовым мастером в Хиве.

Один из таких мастеров Хамид усто. Его жизнь прошла в чеканном дворе хана на службе чеканки монет и печатей. В начале ХХ века занималось творчеством немало мастеров в Хиве, Матякуб Джанибеков, Хаджинияз Саидниязов, Бекжан Якубов, Атаджан Мадримов из их числа. Несмотря на то, что многие из них были искусными мастерами, пользовались графикой Абдуллы Балтаева. Мы можем узнать это от самих мастеров или из их работ.

Матякуб Джанибеков кроме гравирования в ювелирном искусстве, симкори, в кузнечных  работах, по резьбе камней превосходил всех мастеров. Матякуб провёл жизнь во дворце хана.

Хаджинияз Саидниязов в 1920-24 гг. чеканил вместе с усто Хамидом монеты и ордена для Хорезмской Народной Республики (ХНР). Хорошо знакомые с работами мастера Хаджинияза, коллекционеры, местные и зарубежные посетители (путешественники) спрашивали, нет ли ничего из работ усто Хаджинияза. Или же, если им повстречалось красивое старинное произведение искусства, спрашивали,- не Муллы Ходжи ли эта работа. Его работы были безупречны, он сам имел славу и уважение народа и хана. Про мастера Хаджинияза усто – гончар Эшмурад из Куня-Ургенча упоминает: «Усто был не только гравёром, но и искусным орнаменталистом, чеканщиком и каллиграфом, поэтому усто работал при дворе много лет.

Конечно, роль монет в жизни общества несравнима, потому что без них нельзя вообразить государство. В старину монеты имели ещё одну политическую силу, то есть на золотых и серебряных монетах Востока были выгравированы имя пророка и правителя данного государства, поэтому их очень дорожили.

В 1920-24 гг. при работе над выпуском денежных знаков и орденов ХНСР и ХССР заслуги Мулла Ходжи были несравненны. И сейчас все хорезмские мастера молятся, чтобы их дети тоже  стали таким же как и усто Мулла Ходжи. А мастера-гравёры же считают, чтобы создать такие великолепные произведения должны много учиться и применять усвоенные на практике. Из известных мастеров Собиржан Худайберганов, являющихся сыном Худайбергана Матчанова, то есть внук Мухаммадпано, был не только гравёром, но и организатором. После свержения власти во главе с Сабиржжаном многие мастера начали работать в артелях. Таким образом, в артели «Умид» («Надежда») появлялся централизованное рукоделие. Мастера заготавливали заказы в основном дома.

Хивинские медники занимались гравированием. Сын Якуба медника – усто Бекчан – гравировал узоры предметам из меди, которые сделал сам. Ему помогал мастер – орнаменталист Абдулла Болтаев. На сегодняшний день потомки этого мастера, создав в Хиве, школу медничества, учат своему ремеслу десятков учеников.

Атаджан Мадраимов – мастер-гравёр, орнаменталист, чеканщик делал изящную чеканку рукоятки ножей. От него многое унаследовал его сын Мадраим. Он признан народом, изготовляя в Республиканском союзе мастеров народного прикладного искусства,  красиво оформленные рукоятки и лезвия ножей. Он многому учил своего зятя и ученика, покойного мастера Бектурды Джуманиязова и через него многих молодых.

Давайте, знакомимся с династией этого мастера и продолжателями его работы: 1. Атаджан Мадраимов (1884-1916) – гравёр, орнаменталист, мастер- изготовитель ножей. 2.  Мадраим Атаджанов – гравёр, орнаменталист, мастер- изготовитель ножей. 3. Его ученик и зять – Бектурды Джуманиязов – гравёр, орнаменталист, мастер-изготовитель ножей и резчик. 4. Его ученик – Улугбек Машарипов – гравёр, орнаменталист, мастер-изготовитель ножей и резчик. 5. Его братья: Умрбек – гравёр, орнаменталист, резчик. 6. Санъатбек – гравёр, орнаменталист. Ученики: 7. Мухтар Ибрагимов – гравёр, орнаменталист. 8. Алишер – гравёр, орнаменталист. 9. Хурсанд – гравёр. 10. Равшан – гравёр.

Ученик и зять мастера усто Бектурды, продолжая работу предков вместе со своими учениками, в частности, с молодым учеником  Улугбеком Машариповым участвовал при художественном оформлении многих зданий в нашей Республике. В частности, занимались резьбой фойе здания главного железнодорожного вокзала города Карши, центральных зданий города Панджикента Таджикистана, резьбой кошка, построенного в XVI веке Мирзо Бобуром в Ошском вилояте Киргизстана.

После приобретения Независимости усто намеревался открыть заново мастерскую и обучать здесь молодое поколение, но внезапная смерть увела его из жизни. Молодой ученик не впал в хандру. С 1994 года Улугбек в Хивинском профессиональном колледже руководитель кружка гравюры, в 1995-2000 годах в медресе Мухаммад Рахимхана открыл мастерскую, и каждый год десяткам ученикам дал свои знания и навыки.  За эти годы усто участвовал со своими работами на выставках, проведённых в Ташкенте, Алма- Ате, Ургенче.

И в наши дни медники передают свои работы гравёрам, а те в свою очередь наделывают на этих изделиях великолепные узоры, превращая их в готовую продукцию. С мастером сотрудничали мастера – медники Бахадыр Бабаджанов, Даврон Палванов, внук известного медника Бекджана Якубова усто Рустам, Мансур и Джасур Матчановы. Усто Улугбек внезапно скончался в 2000 году. Его работу продолжают его младшие братья Умрбек, Санъатбек, ученики Мухтор, Алишер, Машариф, Равшан и Хурсанд.

 

Бахтияр МАХМУДОВ, Хорезмская область.

 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.