Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Бухара и Самарканд – голова мусульманского мира

29/04/2022 11:00

На территории Узбекистана имеется множество святых мест, относящихся к исламской культуре и суфизму, одному из ее течений, а также других религий. Наиболее ценные памятники признаны объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них – Бухара, именуемая в исламском мире Бухара-Шариф, что означает Благословенная Бухара; Самарканд, в котором насчитывается огромное количество бесценных памятников; Шахрисабз – родина Амира Темура. Безусловно, эти города, имеющие древнюю и богатую историю, претерпевали значительные изменения на протяжении всей свой жизни.

Паломнический туризм в Узбекистане имеет существенный потенциал развития благодаря своим древнемусульманским святым городам Бухаре и Самарканду. Здесь имеются много святых мест для последователей ислама.

История Самарканда насчитывает 2750 лет. Он ровесник Рима, Афин, Вавилона. Справедливо поэты и историки прошлого называли его «Лик земли», «Краса подлунных стран», «Рим Востока».

Важным паломническим местом Самарканда является расположенный в 12 км от города Мемориальный комплекс Имама ал-Бухари. Когда-то здесь у могилы основоположника науки о Хадисах (предания о высказываниях и поступках Пророка Мухаммеда) Исмаила Бухари была построена мечеть. Сам Имал аль-Бухари родился 810 году в городе Бухаре, но умер и похоронен был под Самаркандом в 870 году. Он с 10-летнего возраста начал собирать, записывать и изучать Хадисы, многие из которых впоследствии были внесены в «Шариат».

В течение многих лет он путешествовал по разным провинциям халифата, вел беседы о Хадисах с тысячами шейхов. Имам-аль-Бухари задался целью собрать все достоверные Хадисы. Проявив свойственным ученым, рассуждающим о Хадисах (мухаддисам) того времени критицизм, аль-Бухари проверил 600 тыс. Хадисов, бытующих в устах людей, а также еще 200 тыс. сам записал у своих учителей и информаторов. Из этого громадного количества преданий Имам на основе тщательного отбора и упорядочения 7275 безупречных (сахих) Хадисов, написал свой Достоверный сборник – «Аль-Джами ас-сахих». В исламском мире этот сборник известен как «Ас-Сахих аль-Бухари», состоящий из 97 книг и 3450 глав и считающийся второй священной книгой после Корана.

В ХVI в. над его могилой был возведен небольшой мавзолей, рядом была построена мечеть и посажены чинары. В 1998 г. в связи с празднованием 1225 годовщины со дня рождения Имама на месте Древнего мавзолея был возведен мемориальный комплекс.

Архитектурное решение современного комплекса площадью в 10 гектаров основано на использовании национальных традиций. Комплекс состоит из мавзолея, мечети, административного здания и других сооружений, построенных по периметру внутреннего двора. На центральной оси комплекса расположен мавзолей Имама-аль-Бухари. Это сооружение в форме куба увенчано семнадцатиметровым куполом. Дверь с правой стороны мавзолея ведет вниз к дахме-месту поклонения. Справа по отделанной светло-голубым ониксом саганой (надгробием) верхнего этажа находится могила аль-Бухари, покрытая мрамором.

С левой стороны внутреннего двора расположена мечеть, площадь которой позволяет одновременно молиться 1500 верующим. Стены оформлены светло-зелеными, голубыми, белыми и глазурованными плитками, мрамором, ониксом и гранитом; полы украшены гирихом; в отделке также широко использован ганч, у михрабной ниши висит кисва-материя Каабы, подаренная Узбекистану королем Саудовской Аравии. За мавзолеем расположен образовательный центр (дорус-Хадис), где изучаются науки о Хадисах.

Мемориальный комплекс Имама аль Бухари является местом мусульманских богослужений и сохранения священной гробницы. Посещение этого святого места у мусульман приравнивается к малому Хаджу. Ведь не зря в народе говорят: «Если Мекка и Медина сердце мусульманского мира, то Бухара и Самарканд – его голова!»

Родина Имама аль Бухари, 2500 летную Бухару в исламском мире, наряду с Меккой, Мединой, Багдадом, Мазари Шарифом, Шом и Куддус называют городом Шарифом, что означает благородно святым. Ибо, Пророк Мухаммед 27 числа лунного месяца Ражаб во время ал-Мираж (Вознесения к Богу) заметил, что из трех точек земли свет достигает небес. Тогда, он уточнил у архангела Джибраила, что свет исходит из городов Мекки, Медины и Бухары. По этому поводу известный таджикско-персидский поэт Абдурахман Джами в своей книге «Тухфатил ахрор» писал:

«Печать святости поставили в Ясрибе (Мекке) и в Батхе (Медине).
В последнюю очередь она поставлена и в Бухаре».

Идейной основой благородно-святой Бухары является учение суфизма (науки о внутреннем мире человека). Наиболее ярко, разнообразно и многочисленно зодчество суфийских обителей Центральной Азии представлено в Бухаре. Здесь широкое распространение получило суфийское братство «Ходжагон-накшбандия», требующее от своих последователей идти по пути единения с Богом, не отрываясь от повседневных забот и хлопот, всегда стремиться через самосовершенствование к Богу, занимаясь и развивая свою профессиональную деятельность.

Это учение своими корнями уходит к Салману Фарсу, Абу Бакру Сиддику, Пророку Мухаммаду. Известны около сорока предводителей этого братства, восемь из которых являются бухарцами. А семь из них похоронены в Бухаре и ее окрестностях. Гробницы семи «святых лик» сегодня являются местом паломничества многих мусульман, известного как паломническая дестинация «Семь пиров святой Бухары».

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.