Main Menu
Tashkent
Samarkand
Bukhara
Khiva
Baysun
Nukus
Margilan
Ferghana
Nurata
Namangan
Kokand
Sarmysh Say
Termez
|
News / НовостиUzbekistan: Памятники культурного наследия Узбекистана01/05/2018 15:26 Культурное наследие является предметом пристального внимания как в целом в Узбекистане, так и в частности в Республике Каракалпакстан. В этом плане в несколько лет назад был принят Закон «Об охране и использовании археологических объектов». Приобщение населения к ценностям культуры является актуальной задачей сегодняшнего дня. Этому процессу приобщения народа к культурным ценностям призвана способствовать правовая охрана памятников культуры. Граждане обязаны оберегать историческое духовное и культурное наследие народа. Памятники и археологические объекты являются достоянием народа, поэтому охрана и использование памятников культуры – одно из важных задач государства. Исследование археологических объектов Узбекистана и Каракалпакстана и масштабные раскопки проводятся совместно с учеными-археологами ведущих зарубежных научных центров, такими как Узбекско-Французская археологическая миссия, Узбекско-Американская миссия в Узбекистане, Каракалпакско-Австралийская миссия в Хорезме и др. Исследования археологических объектов совместно с зарубежными коллегами должны вестись комплексно вслед за раскопочными работами и параллельно им должны следовать мероприятия, связанные с подготовкой реставрации и консервации, и их музеефикацией. Музеефицированные памятники должны быть включены в единую систему республиканских и международных маршрутов, стать своеобразными узлами развивающейся туристической инфраструктуры. Исходный пласт археологического культурного наследия восходит к эпохе палеолита и неолита. Памятники среднего палеолита изучены на материалах Есен-1,2, Шахмаклы на Устюрте и Кызылнур, Аякагытма во внутренних Кызылкумах. Коллекции каменных орудий Есен-1 и Кызылнур дают не исчерпывающую информацию о технико-типологических особенностях одной из основных линий развития каменной индустрии на протяжении среднего палеолита Арало-Каспийского региона. Особый интерес вызывает изучение памятников кельтеминарской культуры. Прослеживаются близкие связи с неолитическими культурами Зауралья и Западной Сибири, с одной стороны, и с раннеземледельческими культурами юга – с другой. Важный пласт археологического культурного наследия относится к эпохе ранних кочевников. В это время в Приаралье формируется тип культуры, который можно назвать сако-массагетским. Ряд его черт характерен для многих народов степной зоны Евразии. В это время сложился устойчивый образ жизни номадов со всеми его проявлениями в хозяйственно-бытовой и поведенческой сферах. Одним из самых значительных памятников саков Приаралья является городище Чирик-рабат. Оно расположено на левом берегу сухого русла реки Жанадарья. Надо отметить, что городище обживалось несколько раз. Самой древней его частью является северная, более высокая часть холма, где расположено 2 кургана и 3 кольцевидных сооружения с высокими стенами. Городище Чирик-рабат в древности имело важное стратегическое значение. Оно стояло на оживленном караванном пути в соединении дельты Амударьи и Сырдарьи, как бы охраняя границу страны саков-аппасиаков. Очевидно, этим объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями. В ходе разведок в окрестностях городища была выявлена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи. Весьма важен для разработок и следующий слой культурного наследия, который можно назвать кердерско-хорезмийским. Здесь сблизились и взаимодействовали несколько потоков культурного развития. В VI-VIII вв. н.э. население Кердера под культурным влиянием хорезмийцев приняло зороастризм, а часть населения Правобережной дельты Амударьи, по-прежнему, продолжала хоронить своих покойников в погребальных ямах, придерживаясь своих древних местных традиций. Одним из крупных средневековых городов в Правобережной дельте Амударьи был Кердер, упоминаемый уже в источниках X-XI вв. Открытием стала обнаруженная на Кердерском городище соборная мечеть. Раскопками установлено, что это была почти квадратная в плане постройка, с размерами внутреннего пространства 16x12 м. Рядом с ней вскрыты остатки соганы (кадом жой). Еще одним из значительных средневековых городищ расположенных на территории Каракалпакстана, был Миздахкан, находящийся в 5 км к западу от города Ходжейли. Город являлся центром сельскохозяйственного округа и центром внутренней и международной торговли. При раскопках найдены импортные изделия из Китая, Ирана и Индии. По результатам раскопок датирован, что Миздахкан был построен в IV-II вв. до н.э. на трассе караванного пути. Миздахкан представлял собой крупный город с развитым ремеслом. На некрополе его был возведен уникальный мавзолей XIV в. Мазлымхан сулыу. Исследователи памятника установили, что Миздахкан является предшественником города Ходжейли. Дальнейшее изучение и консервация объектов археологии и археологической архитектуры является важнейшим компонентом процесса сохранения и использования культурного наследия страны. |
Calendar
Weather
Useful Links
Searching for Airways and Hotels
|