Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Работы Хорезмских кандакоров

27/05/2014 11:42

Древняя культура и обычаи Хорезма отличались от других регионов Центральной Азии многогранным своеобразием, хорезмским языком и письменностью, колоритом цветов украшений и одежды и т.д. Несмотря на многочисленные нашествия арабов и монголов, переселение в эти края различных кочевых племен жители этой благодатной земли сохранили свои национальные ценности. Однако внутренние войны отрицательно воздействовали на рост населения оазиса, на быт и культуру жителей. В особенности в средние века заметный кризис наблюдается в прикладном искусстве, который продолжался до начала XIX века, вплоть до возрождения централизованного правления.

В 1804 году к власти приходят ханы из Кунгратской династии. В центре Хорезма в Хиве начинаются крупные строительные работы, тысячи ремесленников начинают заниматься производством. Постепенно народы с разными языками стали говорить на тюркском языке.

Но некоторые своеобразия культуры древнехорезмийцев сохранены и по сей день в ряде сфер. Это наглядно заметно в архитектуре и орнаментальном оформлении городов и сёл, в тонкости продукций прикладного искусства. Среди них наиболее востребованными были изделия мастеров-кандакоров, которые не только искусно обрабатывали металл, но и считались умелыми медниками, ювелирами, мастерами по рихтагару и орнаменту.

Слово «кандакор» в переводе с персидского означает «резьба». Оттого деятельность кандакоров и мастеров по художественной обработке металла взаимосвязаны. К приемру, если мастера-медники изготавливали изделия из меди, то кандакоры вырезали на них узоры стальными карандашами.

Созданные в конце XIX  -начале  XX веков. хорезмские гончарные, медные, кузничные и другие продукции прикладного искусства   резко отличаются от изделий Ферганы, Бухары, Самарканда и других регионов Центральной Азии.

Искусные мастера делали художественную обработку металла в Хиве, Ханках, Мангите, Кухня Ургенче, Кунграде. Они внесли свой вклад в создание школы кандакорства.

В начале ХХ века хорезмийские кандакоры на фон узора наносили лак чёрного или красного цвета. Наиболее излюбленными считаются узоры «айланма ислими». Хорезмские мастера применяли ислими , сложное ислими, мадохими, сложное айланма ислими. Для этого они использовали молоток, наковальни, щипцы, карандаши, халом и др.

К примеру, сосуд для воды –кумган, характерный для жителей Хивы имеет стройную шейку, ёмкий округлый тулов. В форме кумгана ярко проявлялась одна из черт хорезмских изделий: лаконизм и чёткость очертаний, освобождение от излишних деталей ( например: от ручки, так как её заменяет высокое горлышко с перехватом). Покойный кандакор, мастер- изготовитель ножа, резчик Бакдурды усто даёт кумгану такое определение: « В Хорезме кумган сравнивают с косточкой абрикоса, называя «межанадин красивая». Такое же сравнение использовали при описании девушек- красавиц.

Ещё один сосуд, который имел  большой спрос - «белый кумган» (аккумган) или «Урганжи». Он без крышечки, очень простой, никелированный, по объёму немного больше, чем Хивинский кумган.

Отличительными изделиями хивинцев являются и медные табакерки носшиша, которые не изготавливают в других регионах Узбекистана. Это плоские и круглые флакончики из металла. Они не выделяются своей орнаментацией. Особенность хивинской техники- гладкий фон без отделки. В орнаменте преобладают растительные мотивы, к примеру: сарв- узор в виде кипариса, цветов.

Стоит отметить, что изделия хивинских мастеров чеканки строги и богаты. Они не подкрашивали фон, используя лаки только чёрного и красного цветов.

Смотря на них невольно  вспоминаешь слова  С. П. Толстова, где он писал о древнем искусстве Хорезма: « Искусство Хорезма очень просто и его способы влияния свободны от излишнего изящества, но вместе с тем в нём есть изобилие значения. Привлекательнее тонкого искусства Согда». Под влиянием ислама мастера перестали изображать животных, птиц и людей, а вместо этого входило в искусство другое направление. Теперь мастера- художники изображали в своих работах природу, цветы, разные узоры.

Они тщательно изучили арабский алфавит, арабское ( куфий, суле, насталик) письмо. И запечатлели их в своих работах.

Таким образом, на смену изобразительного искусства пришло новое направление – прикладное искусство. Узоры постепенно обретали сложный вид. Развивались символы, молитвы, заговоры и др. Каждый узор имел своё значение и писался в разных формах. Древнейший вид узора-0 мадохил- три листа. Его значение : вечность Вселенной и времени, доброе слово, добрая мысль, доброе дело.

Ислими- узоры широко употребляются и выражают значения. « Хошия ислим» ( гранений ислим), «бутов ислим», «Турунж ислим»- эти переплетённые между собой ( друг с другом ) бесконечные узоры имеют значение богатства и благосостояния. А геометрические узоры называются   «гирех», что в переводе с персидского означает «переплетенный». В основном это такие геометрические фигуры как «четырёхугольник», «треугольник», «круг» и т.д.

Хорезмский  оазис издавна считался центром прикладного искусства, где каждый мастер влдаел несколькими ремеслами. Даже существовали целые династии традиционного ремесленничества Хорезма.

К примеру, в ханском дворце работал искусный мастер Мухаммадпано. Н. И. Градеков пишет, что не было ему равных гравёров. Он был чеканщиком, литейщиком и гравёром ханских оружейных мастерских. Его сын Худайберган был чеканщиком, музыкантом, каллиграфом, резчиком печатей, отливателем пушек, первым часовым мастером в Хиве.

Одним из таких мастеров был и Хамид усто. Его жизнь прошла во дворе хана, где он занимался чеканкой монет и печатей.

В начале ХХ века в Хиве жили и трудились такие мастера как Матякуб Джанибеков, Хаджинияз Саидниязов, Бекжан Якубов, Атаджан Мадримов и др. Несмотря на то, что многие из них были искусными мастерами, они использовали графику Абдуллы Балтаева.

Матякуб Джанибеков отличался среди других своим умением и мастерством  гравирования в ювелирном искусстве, симкори, в кузнечных  работах, по резьбе камней. Поэтому его работы ценились и Матякуб провёл свою жизнь во дворце хана.

 

Отличались работы и Хаджинияза Саидниязова, который чеканил вместе с усто Хамидом (1920-1924 гг)  монеты и ордена для бывшей Хорезмской Народной Республики (ХНР). Эти работы отличались от других. Хорошо знакомые с работами мастера Хаджинияза коллекционеры, местные и зарубежные посетители (путешественники) интересовались его изделиями, они всегда были в спросе.  Его работы были безупречны, оттого он имел славу среди народа и уважение хана. Про мастера Хаджинияза усто- гончар Эшмурад из Куня- Ургенча упоминает : « Усто был не только гравёром , но и искусным орнаменталистом, чеканщиком и каллиграфом , поэтому усто работал при дворе много лет».

Конечно, роль монет в жизни общества несравнима, потому что без них нельзя вообразить государство. В старину монеты имели ещё одну политическую силу, то есть на золотых и серебряных монетах Востока были выгравированы имя пророка и правителя данного государства, поэтому ими очень дорожили.

Среди имен известных мастеров и имя Собиржана Худайберганова, который являлся сыном Худайбергана Матчанова , то есть внуком Мухаммадпано. Он был не только гравёром, но и организатором.

После свержения власти во главе с Сабиржжаном многие мастера начинают работать в специальных мастерских. Так появляется централизованная рукодельная мастерская «Умид» (« Надежда»). Мастера заготавливали заказы в основном дома.

Хивинские медники занимались гравированием. Сын Якуба медника- усто Бекчан- гравировал узоры на предметах из меди, которые сам же и изготавливал. Ему помогал мастер - орнаменталист Абдулла Болтаев. На сегодняшний день его потомки создали в Хиве школу медничества, где учат своему ремеслу десятки молодых людей.

Атаджан Мадраимов- мастер- гравёр, орнаменталист, чеканщик, который делал изящную чеканку рукоятки ножей. От него многое унаследовал его сын Мадраим. Он признан народом, изготовливая в Республиканском союзе мастеров народного прикладного искусства  красиво оформленные рукоятки и лезвия ножей. Он многому учил своего зятя и ученика, покойного мастера Бектурды Джуманиязова и через него многих молодых.

Ниже дана информация о родословной этого мастера и продолжателях его работ:

1. Атаджан Мадраимов (1884-1916) – гравёр, орнаменталист, мастер- изготовитель ножей.

2.  Мадраим Атаджанов - гравёр, орнаменталист, мастер- изготовитель ножей.

3. Бектурды Джуманиязов- гравёр, орнаменталист, мастер- изготовитель ножей и резчик. Его ученик и зять.

4. Улугбек Машарипов- гравёр, орнаменталист, мастер- изготовитель ножей и резчик. Ученик.

5. Умрбек - гравёр, орнаменталист, резчик. Брат.

6. Санъатбек- гравёр, орнаменталист. Брат.

Ученики:

7. Мухтар Ибрагимов- гравёр, орнаменталист.

8. Алишер- гравёр, орнаменталист.

9.Хурсанд- гравёр.

10.Равшан- гравёр.

Ученик и зять мастера усто Бектурды , продолжая работу предков вместе со своими учениками, в частности, с молодым Улугбеком Машариповым участвовал при художественном оформлении многих зданий в нашей республике. В частности, занимались резьбой фойе здания главного железнодорожного вокзала города Карши, центральных зданий города Панджикента Таджикистана, резьбой кошка, построенного в XVI веке Мирзо Бобуром в Ошском вилояте Киргизстана.

После приобретения независимости усто намеревался заново открыть мастерскую и обучать здесь молодое поколение, но внезапная смерть увела его из жизни. Его ученик Улугбек продолжает дело мастера. С 1994 года он становится руководителем кружка гравюры в Хивинском профессиональном колледже, в 1995-2000 годах открывает  мастерскую в медресе Мухаммад Рахимхана, где обучает молодое поколение тонкостям работы  кандакора.

За эти годы усто участвовал со своими работами на выставках, проведённых в Ургенче, Ташкенте, Алма- Ате. В беседе с усто стало известно, что он является правнуком по материнской линии великого Мухаммад Пано.

 

       

С мастером работали медники Бахадыр Бабаджанов, Даврон Палванов, внук известного медника Бекджана Якубова усто Рустам, Мансур и Джасур Матчановы. Усто Улугбек ушел из жизни в 2000 году. Его работу продолжают младшие братья Умрбек, Санъатбек, ученики Мухтор, Алишер, Машариф, Равшан, Хурсанд.

И в наши дни медники передают свои работы гравёрам, а те в свою очередь наделывают на этих изделиях великолепные узоры, превращая их в готовую продукцию.

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.