Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Новое поколение Xорезмских гончаров

13/11/2017 17:02

Искусство народов Хорезма испокон веков формировалось при активном взаимодействии с традициями сопредельных регионов, но ими был выработан свой устойчивый и своеобразный художественный язык и определенные формы. Этот регион страны является одним из древних центров гончарного искусства Узбекистана. Найденные археологами керамические бытовые изделия в древнейших городах свидетельствуют о высоком художественном и профессиональном уровне изготовления различной посуды еще в древние времена. Своим великолепием и поныне удивляют майоликовые изразцы архитектурных сооружений города Хивы. Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы. В Хорезмской области по сей день живут известные мастера, владеющие технологиями изготовления глазури для покрытия керамических изделий.

В Узбекистане нынче бережное отношение к наследию, традиционным культурным ценностям, помощь ремесленникам возведены в ранг государственной политики. С обретением независимости стали проводиться работы по возрождению и развитию национальных ценностей, доведению славных традиций до подрастающего поколения, воспитанию его в духе верности наследию великих предков.

Как результат стали возрождаться исчезающие виды народно-прикладного искусства и ремесел. В настоящее время расширяются виды, растет объем продукции, производимой народными мастерами и ремесленниками.

А лучшие из них активно участвуют в широкомасштабной созидательной работе, совершаемой в Узбекистане. Они вносят достойный вклад в строительство прекрасных зданий и сооружений, возведенных за годы независимости в различных областях страны, в сооружение культурно-просветительских учреждений, реконструкцию и реставрацию исторических объектов, благоустройство священных мест поклонения.

Среди них и ремесленники из Янгиарыкского района Алланазар ака Садуллаев и Баходир ака Отаджанов, которые являются 8 поколением гончаров, ведущие на сегодня деятельность в гончарной школе «Каттабог».

По их словам, школа была создана в конце 90-х годов прошлого века с целью обучения молодежи древнему гончарному искусству в домашней атмосфере,чтобы ученики научились создавать красивую керамику для себя и своих близких, следуя вековым традициям и современным тенденциям дизайна.

Сегодня их работы украшают многоэтажные красивые дома в восточном стиле по главным улицам областного центра – Аль Хорезми, Узбекистанская, Ёшлик, Джизакская и другие, также священные места поклонения в Хиве, Ургенче и многие другие объекты, отличающиеся своеобразным лазурно-голубым цветом и узорами.Характер узорного декора определяется растительно-геометрическим орнаментом, получившим развитие в национальном искусстве.

А в мастерской можно увидеть широкий ассортимент изделий мастеров - блюда, пиалы, чаши, сосуды для воды, молока, разнообразные хумы для хранения продуктов и другие изделия. Также имеется отдельное помещение, в котором собраны сохранившиеся изделия предков этих мастеров – начиная с 1 поколения Шарифа бобо, Матьякуба бобо, Отаджана бобо и остальных поколений. Среди которых народный мастер Узбекистана Султанбой Отаджанов, а также Кодирбарди бобо, известный своей работой в мавзолее Пахлавана Махмуда в Хиве. Выставленные на обозрение керамические изделия – своего рода летопись гончарного искусства.

Сегодня, продолжая их дело, Алланазар ака со своим братом Баходиром достигли больших успехов. Они постоянно участвуют в областных и республиканских выставках.Их работы признают лучшими на разных республиканских конкурсах и фестивалях, в том числе в направлении «Лучший ремесленник года -2015» смотра-конкурса «Ташаббус».Получили подарок Президента – автомобиль “Spark”. В том же году Алланазар Садуллаев награждается медалью «Шухрат».

Сегодня ремесленник с гордостью отмечает, что благодаря созданным возможностям со стороны государства, его узнают как продолжателя рода гончаров, а не как программиста. Ведь всю свою жизнь Алланазар ака, в отличие от своего брата Баходира, с детства и по сей день, изготавливающий различные глиняные изделия, работал в других сферах, только спустя годы в 90-х годах он стал снова заниматься ремесленничеством.

Как отмечает сам Алланазар ака, он с самого детства видел работы дедов и часто приходил в мастерскую. Однако он также любил и учиться, особенно увлекался математикой. Школу закончил с серебряной медалью, решил поехать в Ташкент для поступления в вуз. Но его дед был против, так как видел в нем очередного мастера, продолжателя их дела, неделю насильно держал его в мастерской, пока не заметил как у него глина вызвала аллергию. В итоге, он получил разрешение на продолжение учебы. Успешно сдав вступительные экзамены, поступив в то время в Ташкентский политехнический институт, он и подумать не мог, что спустя годы все таки займется гончарным делом. Ведь, стоит отметить, что раньше ремесленники работали на базарах, производили свою продукцию у себя дома зачастую в скрытом порядке, сталкивались с разными запретами. Иначе говоря, не было условий для их свободной деятельности, проявления талантов и творческого потенциала. Благодаря независимости ремесленники ощутили заботу о себе. Теперь они получили возможность свободно производить и продавать на рынках свои товары.

Первые работы Алланазар ака были сделаны в 1965-1966 годах – это тарелочка, кувшин, большое блюдо – бадя, которые были проданы сразу же. На сегодня на его счету сотни работ. Со своим братом Баходиром и дядей Одилбек ака сегодня вносят вклад в благоустройство города Ургенча, то есть занимаются в основном строительной керамикой.

В мастерской налажен весь процесс производства керамических изделий, включающий подготовку глиняной массы и красителей, формовку и роспись уже готовых изделий и их последующий обжиг.Здесь былирасставлены для сушки сотни новых облицовочных плиток разных видов для наружных и внутренних отделок стен зданий, которые в ближайшее время будут украшать торговые пункты нового вещего рынка в Хазараспском районе, а также мечети Охунбобо в городе Ургенче. Композиция узора блюд и ляганов, плиток состоит, как правило, геометрические рисунки. Это преимущественно волнообразный растительный побег ислими, а также несложный геометрический орнамент – извилистые линии, косые кресты, ромбы с диагональной штриховкой, точки.

По словам мастера Баходира ака, процесс работы не сложен, на центр вращающегося круга помещаем глину, несколько раз сжимаем с боков, придавая ей цилиндрическую форму, делаем пальцем углубление и формируем полный цилиндр, который превратится в изделие. Во время работы, для лучшего скольжения по материалу смачивают руки водой. После этого процесса оставляют изделия сушить. Дальше следует обжиг при температуре 1200 градусов и отделка изделий.

Сырье – песок, необходимый для глины, мастера привозят с соседнего Каракалпакстана. А ежегодно в августе собирают траву «Кирк-бугим» или же под другим названием «Кора урок» для получения компонента стойких глазурей. Ее жгут с песком для получения лазурно-голубого цвета камней. Тем временем из обычного стекла делают соответствующий порошок, который используют вместе с глазурью для покрытия сухих изделий и после обжигают в печи и охлаждают.

Секретами своего дела поделился и мастер Одилбек ака. Как он отметил, во всех случаях глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необходимо создать самому керамисту. Почти в каждой области имеется месторождение глины. Применение ее расширяет интерес к керамическому делу и, естественно, удешевляет работу. Учащимся полезно и интересно самим выехать на месторождение, привезти оттуда глину и выполнить ее предварительную подготовку и опробование. Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать зимние месяцы года.

Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсушить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски. Чем дольше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучшаются его качества.

По словам мастеров, изготовление изделий из глины своими руками - отличный вариант для развития ребенка, позволяющий развивать, помимо творческой фантазии, моторику пальцев, благотворно влияющий на психику. Работа с глиной – занятие, требующее сосредоточения, усидчивости и терпения.

Как отмечает мастер Одилбек ака, отрадно, что усиливается интерес к этой сфере и у молодых людей. Большое значение имеет для воспитания достойной смены мастерам школ «Мастер – ученик». У мастера много учеников, они в основном им показывают технику лепки, глазурование изделий и их обжиг. Также интересуются созданием различных посуд и миниатюры древней Хивы, сувениров.

По словам мастера, настоящим керамистом можно стать, только если действительно любишь это дело, вкладываешь вработы свое сердце. Уже подрастает десятое поколение известной династии. Для младшего поколения сделали специальный миниатюрный гончарный станок, где уже упорно работают внуки мастеров, что-то лепят маленькими ручками.

Сегодня интерес к хорезмской керамике необычайно велик. Мастерская семьи всегда полна посетителями.

Такие одаренные юноши как ученики Алланзар, Баходир, Одилбек ака становятся достойными продолжателями богатых традиций народного ремесленничества. Таким образом, можно отметить, что благодаря работе мастеров сегодня традиции узбекского народно-прикладного искусства, художественных ремесел успешно продолжаются.

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.