Pearl of East: Your travel guide in Uzbekistan.


News / Новости

Uzbekistan: Красота природы в произведениях хивинских мастеров

24/03/2014 08:00

КРАСОТА ПРИРОДЫ  В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

ХИВИНСКИХ МАСТЕРОВ

 

 Искусство резьбы по ганчу в Хорезме  своим неповторимым, многогранным  орнаментом отличается от стилей резьбы  других областей страны. Истоки ее зарождения относятся к древним временам,  о чём свидетельствуют археологические раскопки. Так залы величественного дворца Хорезмшахов  в Тупраккале, относящегося к 2-3 векам нашей эры (зал падишахов, зал победителей,  зал оленей с изображениями охоты)  украшены  барельефами (барельеф- выпуклое изображение чего-либо на какой-нибудь поверхности) и   орнаментом определённого стиля в форме геометрических и растительных  узоров (ислими).

Особого процветания искусство резьбы по ганчу достигло в 10-13 веках, а также  в конце 18 - начале 19 веков. В этот период  усложняется техника  и методы работы с ганчем. Орнаментальная композиция искусства резьбы по ганчу напоминает сюзане.

Мастера,  вдохновленные красотой природы, жизни, не только отражали свои впечатления с помощью ганча, но и, пользуясь различными красками, придавали своим произведениям неповторимые тона, что ещё больше  украшало орнамент.

Умение чувствовать и видеть цвета, способность передавать их богатство и разнообразие в произведениях искусства требует особого таланта. Если художники передают красоту природы  при помощи различных цветов красок, мастера резьбы по дереву посредством резного орнамента, а  мастера резьбы по ганчу  сочетали в себе и то, и другое. Орнамент на памятниках  Хорезма обладает своеобразной спиралевидной композиционной формой и тонкими линиями, в виде переплетения веток. В те времена были распространены композиции орнаментов  в стиле «мадохил», «калампир», «турунж». 

Отличались своим стилем и городские гостиницы, которые были построены фасадом к северу, чтобы в помещении было прохладно. В каркасных зданиях  часть стен  делилась на нечётное число. На стенах оставляли места для окон, дверей, полок  и ниш. При оформлении здания интерьер делился на 3 части. На нижнюю часть стены  наносили рисунок «изора», в средней было место для полок,  а верхнюю украшали лепным орнаментом (шарафа).

 Двери, окна и края полок также преображали с помощью  орнамента в стиле ислими, которые создавались способом литья. Место между  полками и шарафой (лепным орнаментом в верхней части стены) именовалось как «китоба». А пространство между полками и изорой называлось «лаъли». Над полками  было изображение  из резных узоров. Это называлось «токи банда». Примечательно, что для оформления маленьких комнат использовался  орнамент с мелким рисунком, для больших- орнамент с крупным рисунком1.

Лаъли оформлялся в стиле ислими или гирехий. На китоби  вырезались арабские письмена.

Иллюстрация 15. Мастер по ганчу Нурмат уста  с сыном Сатымом Нурметовым.  

Мастера по ганчу при оформлении зданий, дворцов, мечетей, жилых домов особое внимание уделяли  размеру комнаты, освещению, влажности.

Резьба по ганчу очень сложный и кропотливый труд, так как ганч быстро застывает. Ганч бывает трех цветов - голубой, жёлтый, и белый. Также есть несколько методов вымешивания ганча: скоростной, ложный(искусственный), «дугоб» и «хованда». Если к ганчу добавить сахар, он медленнее застывает, и его прочность  повышается до 0,5-45%. Потом он превращается в камень. Поэтому образцы произведений из ганча сохраняются долго. Помимо  оформления помещений ганч использовался и для штукатурки внутренних частей здания.

Орнамент (накш) в переводе с арабского означает «цветок».  В резьбе по ганчу  используются два вида орнамента: ислими (растительный узор) и гирихей (геометрический).  В стиле ислими  распространены изображения листьев, дерева, цветка,  бутона и другие. Геометрический стиль (гирехий)  включал в себя изображения круга, цепи, деления, которые, усложняясь и повторяясь, образовывали красивые  формы. В резьбе по ганчу существует следующие методы нанесения узоров: «кирма» (тёрки), «чизма» (начертательный), «чока» (дробления), «гула» (бруски), «табака» (разделения). Основной инструмент в резьбе по ганчу назывался «штутгардон».

«Хотя  орнамент на ганче  мечети Саидбая и дворца Ташхаули выглядит несколько грубоватым, он обладает динамичностью. Орнамент, украшающий эти здания, выполнен в стиле чока»2.

Многие мастера не могли сами чертить  орнамент. Для этого существовали специальные  художники. Их орнаментальные композиции использовались и  в резьбе по ганчу, и в резьбе по дереву, и в мозаике. Хорезмские, хивинские мастера  красоту природы, музыки  умели передавать  в нежном резном узоре.                                   

Иллюстрация 16. Мастер по ганчу А.Мадримов.

В  настоящее время  Хорезмская  школа резьбы  по ганчу поднялась на высокую ступень. Известные Хорезмские мастера по ганчу Худайберген Палванов, Эшмухаммад Худайбердиев, Вафо и Болта Мирзаевы, Ходжиниёз Саидниёзов, Матьякуб Жонибеков,  Худайберген Матчанов, Абдулла Болтаев, Рузмат Машарипов, Одамбай Якубов, Бекжон Ёкубов, Одамбай Бабаджанов, Каримберген Палванов, Каримберген Рахимов, Юсуф Худайбердиев, Нурмат уста и другие создали неповторимые произведения искусства, многие из них и поныне продолжают заниматься творчеством. 

 Заново отреставрированы медресе Кутлуг Мурад инок, Мухаммада Аминхана, Оллакулихана, Мухаммада Рахимхона Феруза, комплекс Саида Мохи Руи жахона, бани Анушахана, здание Окмечети.

 Самые лучшие традиции резьбы по ганчу нашли своё отражение в оформлении дворца Ташхаули. Чувствуется  скоростной стиль резьбы цветочного орнамента, сделанного из белого ганча.  Стены от пола до потолка украшены  орнаментом.  Помещение для приёма  населения,  гостиная оформлены  в древних традициях. 

 В сокровищницах музея-заповедника Хивы Ичан-кала и в экспозиционных залах  отделения  Народного прикладного искусства  Хорезма хранятся замечательные образцы искусства резьбы по ганчу.

 

 

 

Calendar
Currency
Weather
Online Radio
Searching for Airways and Hotels


© 2013 year.